Перспективы развития предприятия и возможного управления повышением производительности труда
Типичные ошибки при создании премиальных систем.
1. Реактивность, т.е. ориентация на решение возникшей конкретной проблемы, а не прогнозирование и предотвращение проблем и в будущем.
2.Однофакторность системы, т.е. стимулирование объектов управления ориентировано на развитие только одного показателя (объем продаж, качество, прибыль и т.д.).
3. Упущение важнейшего понятия: "правильное производственное поведение".
Правильное производственное поведение – это демонстрируемые поведенческие проявления объекта управления (сотрудника, подразделения компании, компании в целом), позволяющие достичь целей компании или ее владельцев. Правильность поведения сотрудника оценивается через достижение поставленных перед ним целей, которые в свою очередь вытекают из целей подразделения и компании. Компания должна брать на себя ответственность за точное описание правильного поведения объекта управления, в противном случае она лишается возможности контролировать и управлять поведением своих сотрудников.
4. Ориентация на непрофессиональные предубеждения.
Непрофессиональные предубеждения – рассуждения, не выходящие за рамки здравого смысла, который не является источником развития и фундаментом новых разработок и масштабных достижений. К таким рассуждениям можно отнести высказывания: "Счастливых людей не бывает", "У всякой вещи и человека есть хорошие и плохие стороны", "Идеальной системы премирования не существует".
В управленческой теории по аналогии с существованием идеального газа в естественных науках существует идеальная система окладов, которая адаптируется и видоизменяется в соответствии с условиями работы и развитием конкретной компании. Существует она в виде математической модели, позволяющей осмысленно и целенаправленно производить все базовые выплаты персоналу. Такую же математическую модель возможно создать для формирования премиальной системы.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся объекты премирования (табл. 39).
Таблица 39 Объекты премирования
Объект премирования |
Экономическая направленность премирования | |
Показатели |
Результат | |
Увеличение объема производимой (реализуемой) продукции |
Зарплатоемкость конечной продукции |
уменьшается |
Условно - постоянные накладные расходы на единицу конечной продукции |
сокращается | |
Себестоимость продукции |
снижается | |
Экономия сырья, материалов и пр. материальных ценностей по сравнению с лимитами |
Расход материальных ценностей на единицу продукции |
сокращается |
Средняя зарплата |
возрастает | |
Себестоимость продукции |
снижается | |
Повышение качества продукции (услуг) |
Товарооборот |
увеличивается |
Средняя зарплата |
возрастает | |
Себестоимость продукции |
не изменяется | |
Чистая прибыль |
увеличивается | |
Снижение брака продукции |
Объем качественной продукции |
возрастает |
Товарооборот |
увеличивается | |
Средняя зарплата |
возрастает | |
Себестоимость продукции |
не изменяется | |
Чистая прибыль |
увеличивается |