Теоретические основы формирования кадровых стратегий
Технология управления персоналом предприятия охватывает широкий спектр функций: найм, отбор, прием персонала, оценка, аттестация, профориентация, адаптация, организация труда, управление конфликтами, обучение, повышение квалификации, управление деловой карьерой, высвобождение персонала. Стратегическое управление призвано обеспечивать как эффективное взаимодействие организации с внешней средой, так и обоюдополезное взаимодействие человека с организацией.
Каждой общей стратегии фирмы соответствует целый набор кадровых стратегий и они в окончательном виде зависят от ситуации в которой находится организация.
Как правило, специалисты несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формировании организации, ее интенсивный рост, стабилизацию и спад. Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться «смертью» или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант «возрождения». Это мы можем увидеть на графике:
Стадии жизни организации
3
1 2 4
Время
Циклы развития организации
1 – формирование организации; 2 – интенсивный рост;
3 – стабилизация; 4 – кризис.
На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития
Стадия |
Тип стратегии |
Стратегии |
Особенности персонала | ||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
Формирование организации |
Предпринимательская, т.е. привлечение внимание к товару |
Принимаются проекты с высокой степенью риска и минимальным количеством действий. В процессе внимания – быстрое осуществление ближайших мер. |
Работники – новаторы, инициативные, готовые рисковать, не бояться ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников | ||
Интенсивный рост |
Динамический рост. Рост объемов и качества услуг, числа структур. |
Степень риска – меньшая. Сопоставление текущих целей и создание фундамента будущего. Письменная фиксация политики фирмы и основных процедур. |
Организационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала. | ||
Стабилизация |
Прибыльность поддерживание равновесия |
Сохранение существующего уровня прибыльности, минимизация затрат, возможно прекращение найма. Хорошо развита управленческая структура. Созданы и действуют различного рода правила (процедуры) |
Служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска | ||
Спад – прекращение нерентабельного, затратного производства. |
Ликвидация части производства. Продажа с max. выгодой, как финансовой, так и психологической. |
Продажа активов, устранение возможных убытков, в будущем – сокращение работников. |
Работники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время, узко ориентированные. | ||
Возрождение. |
Предпринимательская / ликвидация – снижение объемов, поиск нового продукта и путей оптимизации деятельности. |
Основное – спасти предприятие. Осуществляются действия по сокращению затрат с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу. |
Гибкость к изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда. | ||