Качество как экономическая категория и объект управления
Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематических осуществляемых процессов, процедур, операций и отдельных мероприятий необходимых для создания в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям к качеству.
Улучшение качества –
это постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствования элементов производства и системы качества.
Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя.
Значение повышения качества достаточно многообразно и для решения этой проблемы можно выделить следующие задачи:
-повышение качества – важное и эффективное средство в подъеме экономики страны, повышения материального уровня жизни населения;
- рост качества равноценен увеличению объема выпуска продукции;
- повышение качества способствует рациональному использованию сырья, материалов, техники и трудовых ресурсов;
- возрастание качества способствует оборачиваемости продукции в народном хозяйстве;
- качество – путь к внешнему рынку (отклонения от уровня качества ведущих фирм на 20 % вынуждает продавать продукцию в 2 раза ниже конкурирующих фирм);
- увеличение качества способствует сокращению морального ущерба, наносимого низким качеством продукции [9, с. 108].
Особенность продукции, которая проявляется при ее создании, эксплуатации или потреблении называется свойством продукции. Свойства бывают простые и сложные [3, с. 5]. Например, простые свойства ткани – устойчивость к истиранию, устойчивость окраски, белизна, колористическое оформление, структура. Сложные – долговечность, эстетические свойства.
У непродовольственных товаров различают следующие сложные (комплексные) свойства:
- функциональные – способность выполнять основные функции, для которых предназначена продукция в заданных условиях;
- надежность – способность выполнять основные функции с заданной эффективностью в заданном интервале времени;
- эргонометрические – согласованность конструкции изделия с особенностями человеческого организма;
- безопасность эксплуатации – электробезопасность, пожаробезопасность, безвредность, то есть отсутствие выделения вредных для здоровья веществ;
- экологические – отсутствие воздействия на окружающую среду;
- эстетические – способность выражать художественный образ в чувственно воспринимаемым человеком признаках формы (характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенность исполнения и стабильность товарного вида изделия);
- экономические – экономичность в расходе товара в виде материала, экономичность машин и приборов в расходе топлива и энергии;
- показатели унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями;
- показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования;