Качество как экономическая категория и объект управления
В работе В.М. Ларина «Проблемы управления качеством продукции» определение экономической сущности качества продукции базируется на удовлетворении конкретных потребностей и общественно необходимых затратах. «Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обеспечивающих удовлетворение конкретных потребностей в соответствии с ее назначением при общественно необходимых затратах» [11].
Обобщение теоретических исследований и практического опыта в области решения проблемы качества продукции нашло отражение в соответствующих национальных и международных стандартах.
Как уже отмечалось ранее, качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности предприятия. Это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Качество можно представить в виде пирамиды (рисунок 1.1).
Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.
Рисунок 1.1 - Пирамида качества
Формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создают основу производственной документации и опытный образец. На стадии конструктивно-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.
Качество у производителя и потребителя – понятия взаимосвязанные. Производитель должен проявлять заботу о качестве в течение всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание. Особенно это важно для товаров, отличающихся сложностью эксплуатации, программных продуктов.
В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур и ресурсов, направленных на внедрение комплексного управления качеством.
В теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и менеджмент качества. Качество продукции – это совокупность ее свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Менеджмент качества – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству, включающая в себя четыре составляющих: планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.
Планирование качества – это определение процессов, требующихся для достижения целей и выполнения требований к качеству, соответствующих стратегий организации.
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.