Качество как экономическая категория и объект управления
В современных условиях развития экономики большое внимание уделяется вопросам качества. Качество становится фактически мерой всех взаимоотношений между потребителем и поставщиком. Поэтому задача менеджмента качества – создать систему, в которой действуют люди, удовлетворенные друг другом.
Именно поэтому особое внимание уделяется совершенствованию процессов и такой их стыковке, которая бы исключала возникновение различных проблем. Неслучайно, самыми весомыми критериями в модели Европейской премии по качеству являются «управление процессами» и «удовлетворенность потребителей».
Конкретно-экономических трактовок понятия качества существует также достаточно большое количество. Рассмотрим мнения крупнейших специалистов в этой области, внесших в 20-м веке наибольший вклад в развитие методов менеджмента качества.
Кросби Ф. считает, что «Качество, если мы хотим управлять им,- это соответствие требованиям».
Деминг Э. предполагал, что «Качество может быть определено только в терминах конкретного лица .».
Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» под качеством изделия или услуги понимает: «Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации».
По мнению Тагути Г. «качество - это потери в обществе, вызванные продукцией после того, как она была поставлена . но не включающие потери, причинами которых являются внутренне присущие самой продукции функции и возможности».
Шухарт В. говорит, что существуют два аспекта качества. Один связан с представлением о качестве вещей как объективной реальности, которая не зависит от существования человека. Другой аспект - с тем, что мы думаем, чувствуем, ощущаем в отношении этой объективной реальности.
Довольно интересным с философской точки зрения является мнение Р. Пирсинга: «качество является воображаемой характеристикой и утверждением, справедливость которого проверяется не процессами мышления, а поскольку определение является продуктом строго точного мышления, качество не может быть определено; но мы все же знаем, что такое качество!».
Американский профессор Х.Д.Харрингтон пишет, что качество – это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество – это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает.
Салимова Т.А. сущность качества увязывает с категорией «диверсификация», под которой понимает процесс постоянных изменений, преобразований, многовариантность, разнообразие подходов, действий, деятельности по отношению к какому-либо объекту. По мнению автора, качество отражает большое многообразие свойств предметов и явлений, подверженных постоянным изменениям. Качеству наряду с устойчивостью присуща изменчивость, которая является составляющей диверсификации. Исходя из сказанного, Т.А. Салимова предлагает следующую формулировку качества. «Качество - это определенность, включающая совокупность свойств объекта, позволяющих ему удовлетворять различные уровни потребностей и находящиеся в постоянном движении, изменении и преобразовании».
Учитывая многообразие проявлений качества продукции, В.И. Сиськов предложил разграничивать «производственное качество» и «потребительское качество». Он считал, что производственное качество выражает техническую сторону потребительной стоимости, а потребительное качество является проявлением потребительной стоимости продукции.
В исследованиях Д.С. Львова экономическая сущность качества продукции непосредственно увязывалась с удовлетворением конкретной потребности. «Под качеством продукции, - считает он, - следует понимать степень удовлетворения этой продукцией конкретной потребности. Основным моментом в нашем определении является требование, чтобы качество оценивалось только в связи с заданной конкретной потребностью». При этом нужно подчеркнуть, что автор не только определяет экономическую сущность качества продукции, но и устанавливает экономически оптимальное качество. Под ним понимается « .такое качество, которое обеспечивает максимальную величину народно-хозяйственного эффекта при производстве и потреблении этой продукции».