Методы отбора персонала

Исследования показали, что точность данного метода можно повысить благодаря структурированным интервью со стандартизированным набором вопросов. Кроме того, рекомендуется сосредоточить собеседование на вопросах, имеющих непосредственное отношение к будущей деятельности кандидата. Подчеркивая это, М. Майнер утверждает: «Если интервьюер хорошо знает работу, на которую подбирается сотрудник, и какие качества нужны для успеха в ней, он будет более объективен, а его оценка будет намного точнее»[12].

Стадия предварительного отбора должна заканчиваться принятием решения, кого из отобранных кандидатов пригласить для последующего интервью, кого следует занести «в резерв», а с кем продолжать отношения не имеет смысла.

При этом принципы профессионального подхода к отбору персонала должны быть основаны на внимательном и доброжелательном отношении ко всем обратившимся кандидатам, в том числе и к тем, кто не подошел для работы в организации. Поэтому организации, осуществляющие управление персоналом на цивилизованной основе, как правило, всем обратившимся кандидатам должны сообщить в устной или письменной форме о принятых в отношении этих кандидатов решениях.

В заключении хотелось бы отметить, что собеседование – обязательное и универсальное средство оценки кандидата. Оно позволяет изучить его личность, мотивацию и логику профессиональной карьеры. Собеседование может быть индивидуальным и групповым. Групповое собеседование дает возможность оценить поведение индивидуума в команде, что имеет большое значение при необходимости выработки коллективного решения поставленной задачи.

Интервью

Является еще одним этапом отбора персонала, позволяющим минимизировать риски в процессе принятия решения. Цель интервью – определить, сможет ли кандидат успешно выполнять работу; хочет ли он этого и как его мотивировать; соответствует ли он корпоративному духу организации (будет ли он продолжать ценности, сложившиеся в организации, или он может стать их разрушителем). Если принимается особо важное для организации решение, кандидат может проходить не одно, а серию интервью.

При проведении интервью, как и на предыдущих стадиях набора и отбора кандидатов, необходимо оценить возможные варианты решения проблемы и выбрать из них наиболее удачные в данной ситуации. Они будут касаться трех основных моментов:

· каким формам проведения интервью отдать предпочтение;

· кто может проводить интервью, и кто может в нем принимать участие;

· как избежать ошибок в процессе интервью.

Решение вопроса о том, кто будет проводить интервью, имеет существенное значение для повышения достоверности оценки кандидата при приеме на работу. (см.Таблицу 4)

Таблица 4[13]

Интервью: интервьюеры и интервьюируемые кандидаты

Интервью

Характеристика

№ п/п

Кто проводит

Кто участвует

1

Один представитель организации (руководитель отдела, работник службы управления персоналом)

Один кандидат

Один представитель организации – один кандидат.

Традиционный метод проведения интервью, наиболее часто используемый на практике.

Можно быстро договориться о встрече.

Возможны ошибки субъективного характера

2

Несколько интервьюеров

Один интервьюируемый кандидат

Группа представителей организации – один кандидат.

Сложнее согласовать время встречи.

Более объективная и всесторонняя оценка.

Субъективные ошибки и искажения до определенной степени сглаживаются

3

Один интервьюер

Группа кандидатов

Один представитель организации – группа кандидатов.

Экономит время представителя организации.

Позволяет оценить поведение кандидатов в группе, умение быстро сходиться с незнакомыми людьми

4

Группа интервьюеров

Группа кандидатов

Группа представителей организации – группа кандидатов.

Сложнее договориться о встрече в удобное для всех время.

Экономит время представителей организации.

Хорошие условия для сравнения кандидатов.

Позволяет оценить навыки общения и умение работать в группе.

Дает возможность избежать субъективизма при сравнительной оценке кандидатов

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6