Причины возникновения кризиса, ведущие к банкротству
В современных условиях жесткой конкуренции банкротство существует, как неизбежное явление современного рынка. Ухудшение платежеспособности происходит в тот момент, когда стратегия предприятия перестает соответствовать окружающей среде [20, c. 40].
Ключевыми причинами неплатежеспособности предприятия являются факторы, за счет которых выручка резко уменьшается.
Абсолютное снижение темпа роста выручки либо ее замедление, мы можем наблюдать при:
– затоваривании. Это происходит, когда на рынке уменьшается спрос на продукцию из – за ее невысокого качества, завышенной цены или снижения на нее потребности;
– воздействии конкуренции;
– увеличивающемся невозврате платежей за отгруженную продукцию, при работе организации с ненадлежащими покупателями или когда отсутствует свобода выбора надлежащего покупателя;
– сужении рынка, когда доступ ограничивается за счет ввода квот, запретов, таможенных барьеров и т.д.
Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях, когда организация:
– реализует неэффективные капиталовложения, не сопровождающиеся должным ростом выручки;
– увеличивает объем невостребованных запасов, которые не увеличивают производство и выручку;
– увеличивает средства в расчетах, которые практически не имеют отношения к выручке;
– несет убытки;
– расходует выручку на второстепенные цели [21, c. 134].
Причины неплатежеспособности можно свести к двум основным:
1) отставание от запросов рынка. В этом случае можно говорить о «болезни» бизнеса;
2) неудовлетворительное финансовое руководство организацией, избыточное отягощение обязательствами. При таком положении, можно сказать, что это неэффективный финансовый менеджмент.
Первый комплекс причин отражается на снижении выручки, второй – на приросте массы обязательств [22, c. 75].
В современных условиях неопределенности рыночной среды все очевиднее становиться необходимость классификации причин неплатежеспособности предприятия [24, c. 70]:
1) внешние причины:
а) общеэкономические:
– рост инфляции;
– снижение платежеспособности населения, снижение уровня настоящих доходов населения;
– нестабильность валютного рынка;
– увеличение безработицы;
– замедление денежного оборота у организаций, следовательно недостаточное количество денежных средств на их счетах;
– увеличение в организациях кризисных явлений (в том числе клиентов – потребителей продукции);
б) государственные:
– неспособность федеральных и муниципальных органов оплатить свои обязательства и заказы;
– нестабильность налоговой системы, таможенных правил;
– рост цен на энергоресурсы, транспорт и т.д.;
– нерешительные действия правительства и политическая нестабильность;
– бюрократический рэкет;
– неэффективный механизм исполнения решений арбитражных судов; неудовлетворительная работа судебных приставов, их коррумпированность;
в) рыночные:
– обострение конкурентной борьбы за рынок продукции и услуг;
– недостаточная государственная поддержка отечественных производителей товаров и услуг;
– понижение спроса на продукцию из-за появления на рынке товаров-заменителей, дешевых товаров из ближнего и дальнего зарубежья или из-за более качественных товаров конкурентов;
– присутствие большого количества посредников (в т. ч. мошенников);
– финансовые кризисы и банкротство кредитных организаций;
– завышенная стоимость кредитных ресурсов;
– понижение активности и нестабильность фондового рынка;
– беспорядочные проверки со стороны налоговой инспекции и других регламентирующих органов;
г) прочие:
– отрицательные демографические тенденции;
– техногенные катастрофы, стихийные бедствия;
– криминогенные ситуации [25, с. 46].
Пути выхода организации из кризисного финансового состояния могут зависеть от причин ее внутрифирменной несостоятельности, т.е. прежде всего от внутренних причин.
Внутрифирменные причины:
а) производственные:
– простои оборудования, низкая степень эксплуатации основных фондов;
– слишком высокий уровень физического и морального износа основных фондов;
– устаревшая технология производства продукции, оказания услуг;
– завышенный размер страховых и сезонных запасов;
– неcоответствие качества продукции, услуг требованиям потребителя;
– низкое качество продукции и услуг;
– применение материалов низкого качества;
– отсутствие качества на входе и на выходе продукции;
– цены на сырье, материалы, комплектующие завышены;
– слишком высокая себестоимость изготовления продукции и оказания услуг;
– высокая доля постоянных издержек;
– перерасход ресурсов, материалов, наличие брака;
– высокие производственные затраты ресурсов и труда;
– неэффективный маркетинг по поиску поставщиков;
– неэффективный маркетинг по продвижению продукции услуг на рынок;
– неэффективная организация процессов управления;
– неэффективное выполнение функций управления;