Понятие и сущность антикризисного управления
Таким образом, управление на предприятии можно представить как процесс выполнения последовательных действий управленческого персонала, главной задачей которого является достижение поставленных целей. Этот процесс носит циклический характер.
Возможно рассмотрение процесса менеджмента с двух точек зрения:
1) содержательная. Раскрывает сущность и последовательность деятельности на всех этапах управления.
С содержательной точки зрения в процессе менеджмента можно выделить следующие этапы: прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль, анализ;
2) информационная. Анализирует процессы обработки, передачи, хранения информации, которые происходят в системе управления.
С информационной точки зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих этапов:
1) сбор начальной информации;
2) фиксация, передача и сохранение на информационном носителе;
3) логическая и математическая обработка начальной информации, в последствии чего получается синтетическая информация, которая может быть оформлена в виде документа;
4) снабжение синтетической информации субъекту управления;
5) если субъект управления видит, что данной информации хватить для принятия управленческого решения, то сбор информации приостанавливается. Исполняется переход к пункту (6). В противном случае продолжается сбор дополнительной первичной информации, ее регистрация, обрабатывание и предоставление субъекту управления вновь полученной синтетической информации;
6) принятие субъектом управленческого решения;
7) документальное оформление решения;
8) архивизация документов;
9) доведение решения до исполнителей.
В дальнейшем исполнители совершают определенные действия, после чего происходит изменение состояния объекта, обновление первичной информации.
В современных условиях рыночной экономики, по нашему мнению, успех предприятия зависит от того, насколько предприятие конкурентоспособно, насколько оно результативно и насколько оно продуктивно. Эти показатели напрямую зависят от уровня менеджмента на предприятии.
На наш взгляд, эффективная работа компании определена грамотным управлением.
Кризис – это такой момент в социально- экономической системе, при котором обостряются все противоречия. Такая ситуация грозит стабильности предприятия и его конкурентоспособности [8, с. 73].
Мы понимаем, что причин кризиса может быть несколько. Существуют объективные причины, когда назрела необходимость модернизации и производственных процессов и управленческих, и субъективные, которые возникают в результате ошибок, допущенных управленческим персоналом в результате своей деятельности. Можно выделить и природные причины, которые возникают в результате землетрясений и наводнений.
Подразделяются причины кризиса на внешние и внутренние. Внешними причины называют те, которые связаны с макроэкономическим развитием и развитием мировой конкуренции. Внутренние возникают, когда стратегия предприятия является рискованной, когда существуют внутренние конфликты, управление несовершенно, а организация производства имеет массу недостатков.
Важным моментом в осознании кризиса является не только понимание причин его возникновения, но и умение оценить возможные последствия. Последствия кризиса могут вести к крутым изменениям или мягкому долговременному и последовательному выходу. В результате кризиса компания может существенно изменится, а может и прекратить свое существование. Последствия кризиса могут зависеть не только от характера кризиса, но и от антикризисного управления, которое может как смягчить течение кризиса, так и усугубить его.
Кризис воздействует на экономические показатели предприятия, в результате чего снижается эффективность, увеличиваются затраты на функционирование.
В период кризиса очень сильно обостряются противоречия интересов социальных групп, удовлетворенность отдельного человека жизнью и работой снижается.