Понятие и сущность антикризисного управления
Управление является важным ресурсом в любой сфере деятельности. Этот вопрос интересовал людей на всех этапах развития человечества.
Теория управления — дает представление о процессах управления в различных сферах жизни, рассматривает методы и способы управления, изучает развитие управленческих отношений, анализирует эффективность управленческих решений.
В наши дни в литературе рассматривается несколько подходов к управлению.
Если анализировать управление как науку, то можно увидеть систему теорий, принципов, методов и форм управления.
Как искусство управление можно определить, как эффективное и умелое применение на практике теоретических принципов управления.
Как функцию управление можно рассмотреть в виде направленного влияния на поведение и мышление людей, реализация которого происходит в соответствии с установленными целями и задачами
Как процесс управление можно представить в виде основы управленческих мероприятий, направленных на достижение поставленных задач.
В общем смысле можно представить управление как влияние человека на объект управления.
Вследствие того, как изменяется окружающая среда, социально — экономические и духовные устои общества, меняются и подходы к управлению. Соответственно следует, что единой системы управления не существует.
Управление в современной науке рассматривается в виде системы.
Существует три вида систем управления, которые в свою очередь являются частью одной общественной системы.
– машинные (например, система регулирования турбины);
– человеко-машинные (например, система управления машиной);
– организационные, или системы «человек – человек» (например, система управления отделом или концерном).
Система управления – это совокупность принципов, методов, средств форм и процессов управления.
Мы считаем, что менеджеры являются важнейшими активными субъектами системы управления, принимающим решения, организующим процесс их выработки и выполнения.
В системе управления, в свою очередь, выделяются следующие подсистемы: принятия решений; информационная; планирования; повышения квалификации; мотивации; учета и др.
На наш взгляд, система управления тем эффективнее работает, чем слаженнее работают все ее составляющие. Всегда организация находится в тесном контакте с внешнем миром и существенно зависит от его изменений. Для того чтобы свести неблагоприятное влияние внешней среды к минимуму необходимо периодически исследовать внешнюю среду. Внешним окружением предприятия являются поставщики, конкуренты, покупатели, партнеры и т.д.
Организации в процессе своей жизни проходят несколько этапов развития от образования до закрытия. Компании, которые приспосабливаются к изменениям окружающей среды, оказываются на вершине, а компании, которые не успевают отреагировать на эти изменения, слабеют и зачастую заканчивают свое существование. Для руководителя очень важно правильно оценить, на каком этапе жизненного цикла находится его предприятие и выбрать наиболее подходящий данному этапу стиль управления.
Жизненный цикл организаций – это последовательные изменения организации в течение некоторого времени. Эти изменения предсказуемы и характерны для всех предприятий [8, с. 103]. Используя графическое представление жизненного цикла, мы можем видеть, что существуют этапы, через которые проходят организации. Также мы можем видеть, что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Основные этапы жизненного цикла организации
Длительные наблюдения за организациями дают возможность сделать вывод о том, что те компании, которые придерживаются выбранной стратегии и активно используют ресурсы, как правило, уверенно развиваются, а те, которые не в состоянии своевременно реагировать на возникшие изменения – погибают. В случае, если компания перестала отвечать поставленным целям, главная цель перестроиться [3, с. 57].