Система создания и освоения новой продукции
Разработать и внедрить в производство новое изделие означает реализовать знание, новую идею в материальном продукте, который удовлетворяет определенные потребности потребителей. Материализация знаний, идей потребует значительных затрат времени и расходов финансовых ресурсов. Рыночная конкуренция инициирует увеличения уровня новизны продукции и частоты изменения ее моделей, что, в свою очередь, увеличивает потребность в инвестициях в проектирование и производство. Например, только расходы на изготовление нового изделия в первый год его выпуска превышают вдвое и больше затраты пятого года выпуска.
Поэтому важно обеспечить такой выбор оптимального периода изменения моделей изделий, чтобы суммарные расходы на разработку и внедрение в производство, а также расходы от морального сноса были минимальны, а уровень их экономической эффективности был максимальным. С позиции фактора времени, жизненный цикл продукции охватывает период от начала разработки новой продукции, дальнейшим ее освоением, изготовлением и снятием с производства.
Система комплексной подготовки производства
На машиностроительных предприятиях процессы создания и освоения производством новой продукции образуют систему комплексной подготовки производства, как неизвестной части процесса производства. Комплексная подготовка производства представляет собой совокупность взаимосвязанных маркетинговых и научных исследований, технических, технологических и организационных решений, направленных на поиск путем исследований новых возможностей удовлетворить потребности потребителей в конкретных видах продукции или предоставлении существующим необходимых функциональных свойств; создания новых, модернизацию действующих конструкций техники, потребительских свойств товаров, технологических процессов, методов организации и управления производством, включая стадии эксплуатации и утилизации этих изделий; обеспечение конкурентоспособности новой продукции.
Комплексную подготовку производства следует рассматривать с позиции системного подхода. Системный подход благодаря взаимодействию частей или элементов, которые входят к комплексу, обеспечивает усиление его функции, направленной на достижение поставленной цели и получение эффекта. Система комплексной подготовки производства охватывает определенные взаимосвязанные стадии жизненного цикла нового изделия: 1) научно-исследовательские работы; 2) опытно-конструкторские работы; 3) конструкторская подготовка производства; 4) технологическая подготовка производства; 5) организационная подготовка производства; 6) освоение нового изделия в промышленном производстве.
Подсистема научно-исследовательской подготовки
Охватывает работы с комплексного исследования рынка, покупателей и конкурентов; изучение зарубежной патентной информации; поиска идет (замысла) нового товара; коммерческого анализа, оценки и отбора идей; разработка концепции товара рыночной новизны и определения его конкурентоспособности; создание передовых, совершенных, упрощенных конструкций изделий; завоевание частицы рынка. Организация выполнения этой фазы подготовки производства на предприятии опирается на службу маркетинга. Научно-исследовательские и исследовательно-конструкторские работы относительно конкретной продукции могут исполняться соответствующими научно-исследовательскими подразделами и предприятиями или специализированными научно-техническими организациями.
Подсистема подготовки производства охватывает совокупность процессов проектно-технического, технологического и организационного характера, направленных на разработку конструкторской документации и освоение производством новых видов конкурентоспособной продукции.
К основным заданиям техничной подготовки производства принадлежат: создание комплекта чертежей новой продукции с использованием результатов исследовательских работ, обеспечение функциональности и заданного уровня качества объекта проектирования; использование прогрессивных технологических процессов для изготовления новых изделий; сокращение длительности производственного цикла «проектирования – изготовление»; экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов; оперативное реагирование на изменение потребностей потребителей; подготовка всех организационно-технических мероприятий для ритмичного и высокопродуктивного функционирования производства.
Все стадии комплексной подготовки производства требуют всесторонней информационной подготовки, экологической подготовки, а также экономического обоснования, благодаря чему подразделения, что выполняют работы по созданию та освоению выпуска нового изделия, системно и эффективно взаимодействуют для достижения поставленной цели удовлетворения потребителей и получения прибыли.