Система льготного предпринимательства. Особенности и практика использования франчайзинга в экономических условиях России. Особенности сотрудничества с российскими благотворительными фондами
В России развитие франчайзинга началось с 1993 года, когда на территорию бывшего СССР пришли такие брэнды, как «Kodak», «Xerox», «Baskin Robbins» и некоторые другие; в 1997 году была создана Российская Ассоциация Франчайзинга, запускались проекты по развитию и поддержке франчайзинга совместно с американскими фондами. Однако франчайзинг не получил того развития, которого ожидали: бума не произошло.
Это связывали (и до сих пор связывают) с неэффективностью налоговой системы, бюрократизмом административных систем, отсутствием законодательного регулирования франчайзинга и необходимых легитимных документов (Глава 54 Гражданского кодекса РФ предлагает взамен «франчайзинга» и «франшизы» использовать термин «коммерческая концессия», заменив франчайзинговый договор на договор коммерческой концессии). Предприниматели ждали поддержки: льготного лизинга и налогообложения, доступных кредитных условий, изменения правовой системы.
Как результат: по количеству франчайзоров и франчайзи Россия сегодня занимает одно из последних мест в мире, уступая странам Южной Америки, Азии, Южной Африки: Сегодня эксперты говорят об уклоне курса франчайзинга в сторону национального: все больше российских брэндов применяют франчайзинговую политику для расширения своего бизнеса в регионы («ЭКОНИКА», «Ростикс», «SELA», «РИГЛА», «Красный куб», «Шоколадница», «Персона Lab», «Ёлки-Палки», «Копейка», «Лукойл», «Конфаэль», «СПОРТЛАНДИЯ» и многие другие).
Особенности сотрудничества с российскими благотворительными фондами.
Будучи сложным социальным феноменом, благотворительная деятельность в современном российском обществе пока не стала «прозрачной» с исследовательской точки зрения. Действия компаний, предприятий по оказанию помощи нуждающимся следует рассматривать шире – как комплекс мероприятий, обеспечивающих ответственность компании (и шире – бизнеса) перед различными социальными группами (местное сообщество, власти, персонал компании, коммерческие партнеры, инвесторы и пр.).
Важнейшей стороной изучения экономической мотивации благотворительной деятельности является ее регламентированность и планирование. Согласно исследовательской гипотезе, такой характер благотворительности складывается из 3-х составляющих:
наличие программы благотворительной деятельности;
планирование специального объема средств на благотворительные цели;
процедура принятия решения о выделении средств на благотворительные цели.
Подавляющая часть предприятий не имеют программы благотворительной деятельности. С одной стороны, это свидетельствует о реактивном характере благотворительности, с другой – о процессе формирования разных типов благотворительной активности, сложившейся на сегодняшний день.
Инициаторами благотворительной деятельности являются:
сами нуждающиеся;
само предприятие;
некоммерческие организации;
властные структуры.
Другим важным фактором регламентации благотворительной деятельности является необходимость выстраивать систему обратных связей с получателями помощи. Другими словами, речь идет о формировании структуры взаимодействия между сторонами благотворительной деятельности. Одной стороной выступает собственно предприятие, другой – получатель или реципиент.