Система льготного предпринимательства. Особенности и практика использования франчайзинга в экономических условиях России. Особенности сотрудничества с российскими благотворительными фондами
Льготное предпринимательство состоит из следующих компонентов:
Все услуги или продукция предприятий, действующих в рамках договорных отношений, стандартизированы.
Услуги или продукты головной фирмы проверены на жизнеспособность на одном или на нескольких небольших предприятиях.
Предприятия, работающие в рамках франчайзинга, управляются более компетентными и знающими руководителями.
Головная фирма разрабатывает свой характерный стиль управления и маркетинга на местном, штатном и национальном уровнях.
Головная фирма обеспечивает обучение и постоянный контроль за работой предприятий-операторов, с тем чтобы они смогли достичь оптимальной эффективности.
Одинаковые торговые знаки, символика, вывески, дизайн и оборудование используются для того, чтобы обеспечить контроль за качеством продукции и доверие клиентов.
Предприятию-оператору обеспечивается защита его права действовать на данной территории, и другое предприятие, связанное договорными отношениями с той же головной фирмой, не имеет права работать в этой местности.
Предприниматель, приобретающий право льготного предпринимательства, приобретает и название, и репутацию головной фирмы, ее правила и технику ведения бизнеса, постоянную поставку стандартизованных материалов.
Франчайзинг (от французского «franchise» - льгота, привилегия - и производного английского «franchising» - право, привилегия) - это система отношений (контрактных, перманентных) между франчайзором и франчайзи, регулирующих организацию совместного бизнеса с целью удовлетворения интересов обеих сторон.
Основным интересом головной компании (франчайзора), как правило, является распространение собственного бизнеса, повышение узнаваемости бренда (торговой марки) и, соответственно, увеличение прибыли; интересом франчайзи (малой компании, предпринимателя) - возможность начать свой бизнес «в тепличных условиях» - в рамках крупной компании, используя ее бренд (торговую марку), технологии, методы производства, маркетинговые механизмы и другие преимущества.
Покупка франшизы происходит в несколько этапов, на которых франчайзи выплачивает франчайзору первоначальный взнос (стоимость франшизы), инвестиции в оборудование и материалы; ежемесячные выплаты: роялти, рекламный сбор. Взамен франчайзи получает так называемый франчайзинговый пакет, стандартно включающий права на использование торговой марки, условия поставки оборудования/ материалов и обучение технологии бизнеса. Юридически условия сделки регулируются франчайзинговым договором (договором коммерческой концессии), который является основополагающим документом взаимодействия сторон и заключается в среднем на 3-5 лет (для России).
Чем крупнее франчайзор и известнее брэнд, тем дороже франшиза: так, например, купить франшизу всемирно известного профессионала в области бизнес-тренингов «Crestcom» в России стоит $75 000, в такую же сумму обойдется открытие магазина одежды «Lo women's wear». Небольшие и менее известные компании, а также иностранные франчайзоры, предлагающие неизвестный пока на российском рынке брэнд, часто предлагают более мягкие условия для привлечения франчайзи: снижают цену франчайзингового пакета, делают существенные скидки на оборудование, проводят бесплатное обучение. Кстати, закупка оборудования, материалов, переоснащение торговых площадей, составляющие основные инвестиции в бизнес, в среднем обходятся франчайзи в $50 000-$350 000, в мировой практике это часто происходит на условиях лизинга. В конечном счете, покупка франшизы обходится в среднем в 1,5 раза дороже, чем аналогичный собственный проект. Основа ее кажущейся дороговизны - в высоких требованиях франчайзора, заботящегося о репутации своей компании, - к материалам, оборудованию, персоналу предприятия-франшизы. Для франчайзи это плата, прежде всего, за мощную поддержку крупной компании и использование ее брэнда, отсутствие прямой конкуренции и необходимости искать свою «нишу» на рынке, существенно сниженные риски.