Оценка эффективности и современные тенденции отбора персонала
Понимание сотрудником, производящим отбор, различных схем человеческого поведения в различных ситуациях;
Определение потребностей и ожиданий заказчика путем анализа содержания работы;
Установление критериев, соответствующих условиям заказчика;
Установление оценочных критериев, с помощью которых производится оценка используемых методов отбора;
Установление оценочных критериев, с помощью которых оценивается эффективность процедуры отбора;
Определение наиболее подходящих методов отбора для рассматриваемой работы;
Установление критериев для принятия решений;
Развитие последующих идей для непрерывного совершенствования процесса отбора [7, с. 113].
В настоящее время более широкое распространение в практике отбора получили качественные методы оценки, в первую очередь метод интервьюирования. Данные различных исследований это подтверждают. В канадской промышленности 73,5% фирм применяли собеседование, но только 28% компаний применяли при отборе тесты, 65% анкеты и 72% наведения справок. Имеются данные, что ежегодно в США проводится более 150 млн. собеседований по поводу найма на работу, тогда как принимается на работу (по всем категориям персонала) менее 10 млн. человек. В большинстве случаев интервьюирование является единственным источником, дающим представление о мотивационных и эмоциональных характеристиках (притязаниях, ориентация на успех, симпатии и т. п.), а также о специфике социального поведения (тактичность, манеры, доброжелательность и т. п.) обследуемого лица. Процедура интервью позволяет дать ищущему работу или кандидату на повышение важную информацию об организации и о его будущей позиции. Немаловажным достоинством данного метода оценки является достаточно малая трудоемкость, доступность для широкого круга специалистов, высокая продуктивность в проведении оценивания.
Несмотря на то, что метод интервьюирования считается информативным, научные исследования показали, что объективность результатов интервью и степень их надежности с точки зрения возможности их использования в качестве базы для прогноза потенциала кандидата в значительной степени переоцениваются. Причины переоценки кроются в том, что собеседование проводят руководители, которые не имеют необходимой для этого подготовки и опыта, плохо владеют техникой ведения интервью и методикой обработки результатов [3, с. 237].
Таким образом, можно сделать вывод, что настоящее время существует довольно много диагностических средств отбора. Одни ориентированы на использование различных тестовых средств, созданных психологами. В частности, часто используются такие психологические средства как тест MMPI, тесты Айзенка, Розенцвейга и многие другие. Другой тип диагностических методик, направленных на решение задачи отбора кандидатов, где объектом диагностики выступает руководитель и инженерно - технический работник, являются методики, созданные на теоретико - методологических основаниях, которые обозначаются как проблемные. Они связаны с использованием игровых средств получения информации, причем в той их модификации, которая именуется техникой деловых игр. Данные методики предполагают решение кандидатом на должность в игровой форме одной или нескольких заранее предложенных задач, которые рассматриваются как характерные для деятельности, с которой может быть связана работа кандидата на должность.
Анализ процедуры отбора персонала на предприятии ОАО «ДЭП-100»