Оценка эффективности и современные тенденции отбора персонала
Важнейшей предпосылкой, определяющей эффективность работы по поиску и отбору кадров, является тесная связь этого направления деятельности с действующей в организации системой управления. Эта связь может основываться на следующих моментах:
1. доведение до лиц, отвечающих за поиск и отбор кадров, целей, стоящих перед организацией (подразделением);
2. разработка оптимальной организационной структуры управления (исключения дублирования функций и расплывчатости требований к кандидатам);
3. наличие кадрового планирования, являющегося связующим звеном между целями организации и организационной структурой управления.
Для оценки эффективности процесса поиска и отбора новых работников может быть использован ряд количественных показателей, характеризующих работу персонала, приступившего к работе в организации:
1. уровень текучести кадров, особенно среди новых работников;
2. доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;
3. финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отбора кадров;
4. уровень нарушений трудовой дисциплины среди новых работников (прогулы, не согласованные с руководством опоздания, отсутствие на рабочем месте и т.п.);
5. количество жалоб со стороны клиентов, потребителей, поставщиков по вине новых работников.
Надо иметь в виду, что трудно получить достоверную информацию из какого-либо одного источника или за счет оценки какого-то одного показателя. К примеру, высокие значения показателя текучести кадров могут быть обусловлены действием ряда факторов, не имеющих отношения к системе поиска и отбора персонала.
При поиске и отборе кадров ни одна организация не застрахована от разного рода ошибок. Особенно велики расходы организации, связанные с ошибками при приеме на работу работников, не отвечающих минимальным требованиям организации. Не следует забывать и о том, что прием на работу лиц, значительно превышающих требования к должности, «слишком хороших», обладающих чрезмерным уровнем знаний или профессиональной подготовки для выполнения конкретной работы, также чреват потерями для организации. Такие работники склонны быстро охладевать к своей работе и увольняться [13, с. 84].
По мере подъема российской экономики все больше предприятий начинает сталкиваться с необходимостью развития эффективной системы отбора новых работников, отвечающей современным требованиям. Однако при организации системы отбора кадров многие предприятия сталкиваются с рядом проблем. Среди этих проблем в первую очередь можно назвать следующие:
отсутствие разработанной, подкрепленной соответствующими процедурами и документами системы поиска и отбора персонала;
не установлены четкие критерии для отбора разных категорий работников;
не разработаны процедуры отбора новых работников;
используемые методы отбора нуждаются в совершенствовании и дополнении;
не разработаны положения и инструкции, регламентирующие работу в области поиска и отбора кадров;
не хватает финансовых ресурсов для организации работы в области поиска и отбора персонала;
Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что текучесть кадров отрицательно сказывается на работе предприятия, не дает сформироваться коллективу, а значит и корпоративному духу, что неизменно влечет за собой снижение производственных показателей и эффективности работы.
Текучесть персонала - движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.
Различают естественную и излишнюю текучесть кадров.
Коэффициент текучести кадров - отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и т.п. причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период.