Анализ и оценка эффективности производственной деятельности предприятия
Исходя из направлений анализа, рассмотренных в теоретической части дипломного проекта, проанализируем следующие аспекты производственной деятельности ОАО "Балаковорезинотехника":
– общие характеристики производственной деятельности предприятия.
– динамику и выполнение производственной программы предприятия;
– ритмичность производства и уровень загрузки производственных мощностей;
– изменение затрат на производство в результате изменения структуры и объема производства;
– показатели использования ресурсов производства.
По типу производства и объему выпускаемой продукции ОАО "БРТ" можно отнести крупносерийным производствам, с применением комплектных методов планирования производства. Ассортимент выпускаемой продукции одновременно включает более 5000 наименований продукции для автомобилестроения. Планирование производства осуществляется в разрезе по цехам, наименованиям продукции, а также в разрезе по потребителям. Без наличия заказа (заявки или спецификации) от потребителя планирование продукции в производство не происходит. Длительность производственного цикла от 1,5 суток до 5 суток.
Для ОАО "БРТ" характерно выделение элементов производственной структуры нескольких уровней: на уровне предприятия – цехи; внутри цеха – участки; на отдельных участках – рабочие места. Основным элементом производственной структуры ОАО "БРТ" является цех, таким образом, производственная структура предприятия является цеховой. Управление производственной структурой осуществляется на трех иерархических уровнях:
1) аппарат заводоуправления, представленный директором предприятия и заместителями директора, начальником Управления производства и продаж, диспетчерами Производственно-диспетчерской службы предприятия;
2) аппарат управления цехом, состоящий из начальника цеха, экономиста, технолога, конструктора, механика;
3) руководство участком в виде должностей старшего мастера и мастера участка.
Производственная структура предприятия ОАО "БРТ" является производственной структурой с полным технологическим циклом и представлена основными и вспомогательными цехами, а так же обслуживающим хозяйством.
К основным цехам относятся:
1 подготовительные цехи , включающие участки резиноварения; рубки; штамповочный
2 обрабатывающие цехи, включают участки : вулканизации (термический) ; обработки ; намазки ; г) вулканизации;
3. сборочные цехи с участками: испытательными ; сборочно-сварочными; комплектации и упаковки
К вспомогательным цехам относятся: инструментальные цехи; механическое производство и тд
В обслуживающее хозяйство входят: складское хозяйство, энергетическое хозяйство, транспортное хозяйство, санитарно-техническое хозяйство и центральная лаборатория.
Загрузка оборудования в среднем составляет 88%, коэффициент использования прессового оборудования – 88%, оставшиеся 12% включают: 1,62% - аварийный простои; ТР и ТО – 2,3%; 8,08% - простои цеха: смена оснастки, обогрев пресс-форм, отсутствие заготовок, людей, технологические испытания, настройка оборудования. При проведении текущего ремонта прессового оборудования и сдачи его с текущего ремонта заполняется карточка отклонения от паспортных данных.
Производственная структура ОАО "БРТ" зависит от многих факторов, основными из которых являются:
1) характер продукции и технологии ее изготовления;
2) масштаб производства;
3) уровень и форма специализации предприятия, его кооперирования с другими предприятиями.
Кооперирование в изготовлении и поставках комплектующих, инструмента, запасных частей, производство которых не соответствует профилю предприятия или экономически нецелесообразно из-за ограниченного масштаба производства, исключает необходимость иметь в составе предприятия соответствующие цехи, склады и другие подразделения. Чем выше уровень специализации предприятия и кооперирования его производства, тем ограниченнее номенклатура выпускаемой продукции, однороднее технология производства и проще производственная структура завода.
Начиная с 1999 года политика предприятия по производству и реализации, наращиванию объемов производства заключается в организации работы по заказам потребителей. То есть предприятием производится только те виды продукции, на которые имеется заявка от потребителя, что гарантирует ее быструю реализацию. При этом выполненный потребительский заказ практически не хранится на складах готовой продукции, а сразу по мере выполнения отправляется в адрес потребителя, зачастую за счет самого потребителя.
В последние годы предприятие строит свою работу со все большей ориентацией на условия рынка и конкуренции. Процесс переориентации предприятия осложняется масштабами производства, широтой ассортимента, и тем, что на предприятии параллельно развивается несколько перспективных направлений. По этим же причинам маркетинг предприятия основан на нескольких стратегиях, разработанных для разных групп товаров. Системы стратегий предприятия можно свести к вариантам матрицы БКГ.