Основы теорий управления
Развитие теории и практики управления. Классическая и научная школа в управлении
Историю возникновения и развития менеджмента можно разделить на шесть периодов.
Первый период охватывает первую половину XIX века (1775 - 1850). Его начало Его начало было связано с таким событием, происшедшем в Шотландии и Англии, как промышленный переворот, который заключался в резком ускорении развития производительных сил и переходе от мануфактуры к более высокопроизводительному машинному производству. Этот переворот привел к необходимости создания менеджмента как управления в наиболее развитой в то время текстильной промышленности, производившей шотландские ткани и английское сукно.
Этот период характеризуется начавшимися концентрацией производства, разделением и специализацией труда, технологических операций. Основными функциями управления являлись контроль и учет в таких сферах, как запасы сырья и готовой продукции, незавершенное производство, качество товара и затраты на производство ее единицы. Родоначальником раннего этапа называют Р.Оуэна – шотландского фабриканта, которого можно отнести к менеджерам-практикам.[1]
Второй период относится ко второй половине XIX века (1850 - 1900) и характеризуется возникновением так называемой школы научного менеджмента. Основоположник этой школы – американский инженер-механик Ф.У.Тейлор, изучавший управление производством и организацию труда в условиях машинного производства. Ф.У.Тейлор впервые разделил операцию на составные элементы – комплексы приемов, приемы, движения, а также провел исследования затрат живого труда и его производительности при использовании различных инструментов. В качестве основной функции управления он рассматривал контроль и считал, что разделение рабочего задания на элементы позволяет устранить ненужные, нерациональные из них, изменить последовательность их выполнения и усилить контроль над всем трудовым процессом.
В качестве основных Тейлором были сформулированы пять управленческих задач[2]:
Использование научных методов, базирующихся на изучении времени повторяющихся рабочих операций и их элементов, типизации и стандартизации рабочих инструментов;
Осуществление отбора рабочих, обладающих не только физическими качествами, но и умственными способностями;
Проведение подготовки, обучения и развития способностей рабочего, позволяющих точно следовать разработанным стандартным приемам и движениям;
Разработка экономических методов стимулирования труда, которые призваны гарантировать качество и сроки выполнения задания;
Осуществление планирования и организации работы, ответственность за которые возлагается на менеджеров, а не рабочих.
Следовательно, Тейлором были определены в качестве приоритетных такие функции, как организация труда, планирование, учет и контроль, а в качестве приоритетных методов управления – организационно-распорядительные и экономические. К сферам управленческой деятельности, подлежащим совершенствованию, были отнесены производство, трудовые ресурсы (рабочие и менеджеры), запасы, потоки ресурсов и продукции во внутренней среде.
Третий период приходится на начало XX века (1900 - 1930). Он характеризуется наиболее бурным развитием научно-технического прогресса в странах Европы и Америки.
В связи с этим третий период характеризуется параллельным развитием четырех школ менеджмента. Прежде всего продолжилось становление школы научного менеджмента в США, в Германии возникла школа бюрократического менеджмента, во Франции – классического менеджмента, а в США еще одна школа, называемая Гарвардской. Остановимся подробнее лишь на предпоследней из них.
Школа классического менеджмента основана во Франции А.Файолем, который сначала был инженером в крупнейшей горнодобывающей компании, а затем ее директором. А.Файоль придерживался такой точки зрения, что менеджер должен обладать не столько личными качествами, сколько владеть методами управления и институтами как нормами права, регулирующими отношения в процессе управления.
Классический менеджмент получил и другое название – административный менеджмент, под которым понимается система управления, основанная не столько на личных качествах менеджера как индивида, сколько на нормах права и установленном порядке. А.Файоль ввел понятие принципа управления, под которым подразумевал не абсолютное или однозначное положение, правило поведения, действие или руководящую идею, а гибкую, адаптирующуюся к конкретным условиям и потребностям совокупность положений, правил, действий и идей.