Маржинальная прибыль и факторы, влияющие на уровень безубыточности деятельности предприятия
Маржинальный доход на весь выпуск представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами или сумму постоянных расходов и прибыли от продаж:
МД = N – SПЕР = PN + SПОСТ, (2)
где МД – маржинальный доход на весь выпуск продукции;
N – объем производства;
SПЕР – общие переменные затраты;
SПОСТ – общие постоянные затраты;
PN – прибыль от продаж.
Основным источником прибыли успешной организации является маржинальная прибыль, факторный анализ которой, выполненный с использованием метода абсолютных разниц на основе информации формы №2, позволяет определить влияние на прибыль следующих факторов:
- объем производства;
- уровень инфляции;
- удельные затраты или ресурсоемкости (затраты в расчете на 1 руб. выручки).
Исходными данными для анализа является следующая информация:
– темп инфляции за отчетный год или индекс роста цен;
– выручка и прибыль от продаж за отчетный и предыдущий год из формы №2.
Расчеты осуществляются в следующей последовательности.
– Расчет выручки отчетного года в сопоставимых ценах определяется делением выручки отчетного года на индекс цен:
, (3)
где - выручка отчетного года в сопоставимых ценах;
В0 – выручка отчетного года;
Iц – индекс цен отчетного года.
– Расчет прироста выручки за счет изменения объема производства. Необходимо из выручки отчетного года в сопоставимых ценах вычесть выручку предыдущего года:
,(4)
где Вп – выручка предыдущего года.
– Расчет прироста выручки за счет изменения цен. Из фактической выручки отчетного года надо вычесть выручку отчетного года в сопоставимых ценах:
,(9)
где ΔВц – прирост выручки отчетного года за счет изменения цены.
Для оценки влияния факторов на изменение безубыточности хозяйственной деятельности предприятия предлагается оценивать влияние безубыточности отдельных объектов маржинального дохода [47, с. 94]:
, (1)
где Бi - безубыточный объем продаж для i-го объекта маржинального дохода,
Зпр.постi – прямые постоянные затраты, отнесенные на себестоимость i-го объекта маржинального дохода;
УМiпер – доля маржинального дохода по переменным затратам в выручке от i-го объекта.
Формула (1) представляет собой детерминированную модель факторного анализа. Применение к ней различных методов факторного анализа (цепных подстановок, интегрального метода) позволяет рассчитать влияние прямых постоянных затрат и доли маржинального дохода по переменным затратам в
выручке от отдельного объекта маржинального дохода на изменение точки безубыточности объекта.
Маржинальный доход на весь выпуск представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами или сумму постоянных расходов и прибыли от продаж:
МД = N – SПЕР = PN + SПОСТ, (2)
где МД – маржинальный доход на весь выпуск продукции;
N – объем производства;
SПЕР – общие переменные затраты;
SПОСТ – общие постоянные затраты;
PN – прибыль от продаж.
Основным источником прибыли успешной организации является маржинальная прибыль, факторный анализ которой, выполненный с использованием метода абсолютных разниц на основе информации формы №2, позволяет определить влияние на прибыль следующих факторов:
- объем производства;
- уровень инфляции;