Механизмы и инструменты
Справедливости ради следует сказать, что компания ни разу не применяла второй механизм: консультанты просто не доводят ситуацию в проекте до неуправляемого состояния.
Что делать?
Таким образом, для того чтобы поднять риск-менеджмент на предприятии на новый уровень, необходимы системный подход и действия в различных областях. Но в какой последовательности действовать, чтобы не «зависнуть» на полпути, так и не получив желаемых эффектов?
Конкретные шаги внедрения будут различными для разных предприятий. В любом случае начать следует с исследования организационной зрелости компании. В качестве ориентира можно взять ту же пятиступенчатую модель Керцнера. Определив, на какой ступеньке зрелости в процессах управления находится предприятие, можно говорить о методах, применимых в каждом конкретном случае. Там, где процессы еще только кристаллизуются, необходима некоторая степень формализма. Там же, где методология управления рисками живет на уровне культуры, стандарты - не более чем макулатура.
Итак, основные необходимые действия можно обобщить в следующий список (порядок перечисления не определяет последовательность выполнения; некоторые действия можно выполнять параллельно, к другим необходимо возвращаться несколько раз):
Определение целей и задач системы риск-менеджмента.
Обследование уровня организационной зрелости.
Выделение существенных рисков:
идентификация рисков;
анализ и оценка рисков;
ранжирование и классификация рисков;
определение стратегий реагирования на риски.
Визуализация рисков бизнеса:
составление карты рисков;
составление реестра рисков бизнеса;
составление матриц «выигрышриск» по портфелю проектов и бизнес-портфелю;
определение склонности компании к риску.
Введение контроля и ответственности за риски:
выделение ключевых показателей рисков;
определение граничных значений;
обеспечение мониторинга и контроля показателей;
разработка регламентов и шаблонов документов;
закрепление ответственности;
корректировка системы материального поощрения;
формирование резервов.
Обеспечение накопления, передачи и использования опыта.
Обучение.
Обновление информации.
Бенчмаркинг и постоянное улучшение.