Контроллинг: основные понятия, цели и задачи
Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно- хозяйственной и финансовой деятельности. Реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена на :
· Организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию);
· Специальные контрольные подразделения – управления внутреннего аудита.
Организация системы внутреннего контроля прерогатива самого экономического субъекта. В настоящее время некоторые экономические субъекты создают у себя подразделения контроллинга и назначают контроллеров. Основные функции этих подразделений и самих контролеров можно охарактеризовать как "управление управлением", т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение и подготовка информации для руководства в виде, удобном для принятия управленческих решений. Необходимость появления на современных предприятиях контроллинга можно объяснить:
· Повышением нестабильности внешней среды, выдвигающим дополнительные требования к системе управления предприятием:
- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
- увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
- необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежание кризисных ситуаций.
· Усложнением систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
· Информационным бумом при недостатке значимой информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
· Общекультурным стремлением к синтезу , интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
Основополагающий элемент системы контроллинга на предприятии – управленческий учет. Основная задача управленческого учета- предоставление существенной информации для принятия управленческих решений. Функции контролинга включают в себя управленческий учет и планирование, контроль, координацию и выработку рекомендаций для принятия управленческих решений.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает:
· Координацию управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
· Информационную и консультационную поддержку принятия управленческих решений;
· Создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
· Обеспечение рациональности управленческого процесса.
Контроллинг в экономическом смысле – это наблюдение и управление.
Задача контроллинга – путем подготовки и предоставления необходимой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия.
Таким образом, контроллинг – система управления достижением целей предприятия, т.е. управление будудущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.
Служба контролинга стремиться так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей , чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем , так и в будущем.
Рис. 4. Схема осуществления контроллинга
Табл .2. Основные понятия, связанные с управлением персоналом и их применением в контроллинге персонала
Функциональные элементы |
Дополнения к существующим понятиям и методам |
Характеристики персонала |
Создание базы данных: Профессиограммы Карты потенциала |
Подбор персонала |
Методики оценки трудового потенциала Отбор персонала на основе сравнения |
Планирование численности |
Метод анализа предельных издержек на персонал и предельного дохода |
Расстановка кадров |
Минимизация нереализованных возможностей персонала |
Аттестация |
Разработка аттестационных таблиц на базе оценки способностей и вклада работника Мониторинг |
Оценка индивидуальных результатов |
Рост реализованного трудового потенциала Индивидуальная продуктивность (производительность) |
Оплата труда |
Как функция роста реализации трудового потенциала и индивидуальной производительности Методы анализа источников оплаты труда и расчеты их величины Максимизация индивидуального подхода |
Планирование карьеры |
На базе аттестации |
Инвестиции в человеческий капитал |
Методы оптимального управления инвестициями в человеческий капитал |
Функциональные элементы |
Дополнения к существующим понятиям и методам |
Мотивация |
Концепции мотивации, способствующие росту реализованного трудового потенциала и минимизация нереализованных возможностей персонала |
Контроллинг |
Анализ прибыли при различных вариантах кадровой политики |