Организация как объект аудита

Современный уровень понимания менеджмента предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организации. В менеджменте организация рассматривается как:

· Система, хозяйствующий субъект (предприятие, компания, юридические лица);

· Процесс создания самой системы, функционирования отдельных ее элементов

Организация – структурированная совокупность людей (персонала организации), реализующих свои индивидуальные цели и задачи в процессе группового взаимодействия. Любая организация в зависимости от ее размеров и характера деятельности- это более или мене сложная система, состоящая из отдельных элементов. Каждый из таких элементов может, рассматриваться как имеющее внутреннюю структуру подразделения и, следовательно, быть подсистемой, так же состоящей из ряда присущих именно ей элементов.

Сложность технологических, организационных и экономических взаимосвязей между элементами систем и подсистем предопределяет необходимость учитывать в процессе исследования закономерностей и особенностей деятельности фирм специфические особенности методологических принципов системных исследований.

Проведение аудита базируется на системном подходе, в рамках которого организация – это комплекс взаимосвязанных систем:

· Во-первых, как открытая система, т.е. находящаяся в условиях многовариантного рыночного развития;

· Во –вторых , как закрытая система, т.е. имеющая закрепленную организационно- нормативную структуру, но существующую внутри открытой.

Открытая система. Организация как субъект рыночных отношений

Рассматривается в рамках маркетинговой концепции, означающей управление организацией исходя из внешних критериев рынка: так называемых факторов макро и микро-среды, рыночной конъюнктуры.

Закрытая система – предполагает разграничение организации на внутренние взаимозависимые и взаимодополняемые системы, формирующие в конечном итоге ее содержание.

Табл.1.

Организационная система

Управленческая концепция

подсистема

Описание подсистемы

Организация как субъект рыночных отношений (как открытая система)

Маркетинговая концепция : восприятие и управление исходя из внешних критериев

Восприятия внешней (рыночной информации)

Обработки рыночной информации

"Ответного реагирования"

Проведение рыночных исследований

Анализ маркетинговой информации, формирование направлений развития

Мероприятия на рынке, формирование отношения потребителей регулирование конкуренции

Организация как закрытая система

Концепция стратегического поведения

Миссии и целей организации

Стратегии развития

Содержательная система организации (статический уровень)

Функциональная система подразделений (реализуемые в рамках отдельного подразделения функции)

Развития, роста организации (динамический уровень)

Формирование миссии организации, формирование целей организации

Формирование стратегии развития

Определение морфологии организации , определение функциональной закрепленности (анализ реализуемых в рамках организаций функций), определение их соответствия или несоответствия, определение организационной культурыопределение целей подразделения, функции подразделения, организационная культура подразделения, оценка ценности подразделения для организации, адаптивность к целям организации

Определение критериев развития, определение показателей роста

Особое место в деятельности организации занимает разработка стратегии, или стратегическое планирование – одна из основных функций управления, представляющая собой процесс определения целей организации, а так же путей их достижения.

Рис.2.Процесс стратегического планирования

Стратегическое планирование формирует основу для всех управленческих решений. Функций организации, мотивации и контроля менеджмента ориентированы на разработку и реализацию стратегических планов. Разработка и реализация стратегии – важнейшая функция руководителей высшего звена управления организации.

Диагноз внутренних проблем определяется в рамках управленческого обследования, предоставляющего собой оценку функциональных зон организации для выявления ее сильных и слабых сторон. В рамках обследования обычно рассматриваются: маркетинг, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы (персонал), и образ организации.

Перейти на страницу: 1 2