Методы оценки инвестиционной привлекательности
В настоящее время не существует единой методики оценки инвестиционной привлекателности предприятия. Выделяется несколько групп методик. А именно:
Первая группа: оценка проводится на основе финансового состояния предприятия. Здесь рассматриваются и анализируются такие показатели как:
- ликвидность баланса предприятия;
- платежеспособность;
- деловая активность;
- финансовая устойчивость;
- эффективность использования.
Вторая группа: инвестиционную привлекательность предприятия оценивают, учитывая различные факторы, которые являются составляющими инвестиционной привлекательности предприятия. Здесь рассматриваются группы экономических индикаторов:
- привлекательность продукции для потребителя, рассчитывается как отношение объема производства к объему продаж (привлекательна, если коэффициент равен или больше 1);
- кадровая привлекательность, рассчитывается как отношение разности числа принятых на работу, числа уволенных и единицы к среднесписочной численности работников (должен быть больше 0);
- территориальная привлекательность, рассчитывается как отношение затрат на реализацию к общим затратам (коэффициент должен быть не более 0,5);
- финансовая привлекательность, рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке (должен быть не менее 15%);
- инвестиционная привлекательность, рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли на инвестиционные цели к чистой прибыли предприятия (должен быть 70%);
- экологическая привлекательность, рассчитывается как отношение штрафных санкций к чистой прибыли (должен быть равен 0);
- социальная привлекательность, рассчитывается как отношение средней заработной платы работника к прожиточному минимуму (должен быть больше 1).
Третья группа: оценка производится на основе интегрального показателя инвестиционной привлекательности. В данной методике для оценки инвестиционной привлекательности используется расчет группы коэффициентов, значение которых ранжируется по группам.
Таблица 1 – Группы коэффициентов
Показатели |
I |
II |
III |
IV |
Рентабельность собственного капитала |
>17,323 |
17,323-8,662 |
8,662-0,001 |
<0 |
Уровень собственного капитала |
>70 |
67,996-60,00 |
59,999-50,000 |
<50 |
Коэффициент покрытия в необоротных активов |
>1,1 |
1,1-1 |
0,999-0,800 |
<0,8 |
Длительность оборота краткосрочной задолженности |
1-60 |
61-90 |
91-180 |
>180 |
Длительность оборота чистого капитала |
1-30 |
>30 или -10-1 |
-30;-1 |
<30 или =0 |
Цена интервала |
5 |
3 |
1 |
0 |
Сумма баллов |
21-25 |
20-11 |
10-4 |
<4 |
Система ранжирования предприятий по группам происходит следующим образом:
1. Если, согласно произведенным расчетам, полученные показатели соответствуют показателям первой группы, то предприятие высоко рентабельно, платежеспособно и имеет дальнейшие шансы к развитию;