Разработка технико-экономического обоснования производственной деятельности. Форма и содержание бизнес-плана
Термин «технико-экономическое обоснование» появился намного раньше, чем более распространенный сегодня «бизнес-план». Технико-экономическое обоснование составляется в том случае, когда нужно обосновать экономическую целесообразность выбора именно предлагаемых технологий, способов производства, выбора оборудования и др. Разница между технико-экономическим обоснованием и бизнес планом довольно размыта, но все же она есть. Суть в том, что технико-экономическим обоснование чаще всего пишется для проектов, внедряемых на уже действующем предприятии. А бизнес-план, в отличие от технико-экономического обоснования описывает состояние рынка, определяет маркетинговые стратегии, способы продвижения товара и др. Кстати, технико-экономическое обоснование никогда не рассматривает рисков, а для бизнес-плана – это основа основ. Обычно же технико-экономическое обоснование лишь обосновывает выбор технологий и стратегий, которые будут использованы в проекте, а также приводит экономические расчеты эффективности. Иногда даже говорят, что технико-экономическое обоснование проекта – урезанный вариант бизнес плана.
Как правило, все технико-экономические обоснования имеют примерно одинаковую структуру. В состав ТЭО рекомендуется включить следующее:
1. Анализ спроса на продукцию, товары или услуги, планируемые к производству.
2. Производственные показатели:
Наличие конструкторской, технологической и другой требуемой документации;
Производственную программу;
Перечень необходимых для выполнения программы машин, оборудования, инструментов, других элементов основных производственных фондов, а также сырья и материалов;
Наличие производственных мощностей или проект их создания;
Имеющееся в наличии оборудование и другие элементы основных производственных фондов;
Рентабельность отдельных видов продукции или услуг;
Величину амортизационных отчислений.
3. Финансовые показатели:
Намечаемую выручку от реализации продукции или оказания услуг;
Размер материальных и других приравненных к ним затрат;
Предполагаемые отчисления в бюджет;
Чистую прибыль;
Фонд оплаты труда;
Размер создаваемых прочих фондов.
Бизнес-план - это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов. Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.
При создании собственного дела предприниматель должен составить бизнес план и предусмотреть в нем следующие разделы:
1) общая характеристика организации (резюме) – этот раздел разрабатывается после составления всех других разделов бизнес-плана. В приоритетном порядке формулируются все направления деятельности, по каждому из которых, определяются цели и пути их достижения.
2) характеристика товаров (услуг) – написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров и услуг, которые должны стать основой бизнеса. Если речь идет о продукции, следует дать описание ее физических характеристик.
3) рынок сбыта товаров (услуг) – прежде чем произвести товар, нужно выявить его потенциальных покупателей, провести анализ рынка, на который данный товар будет «выбрасываться». Во-первых, следует определить данные, которые позволяют установить условия производства и реализации товаров и потенциал будущих конкурентов. Во-вторых, следует определить источники получения информации. В-третьих, необходимо провести анализ потребителей и примерного уровня розничной цены собственной продукции в условиях конкуренции. В-четвертых, на основе изложенного выше следует разработать мероприятия, реализация которых позволит удерживать данную нишу рыночного пространства.
4) конкуренция на рынках сбыта – этот отдел бизнес-плана должен быть посвящен анализу рыночной ниши, рыночной стратегии и тактики, характеристике возможных конкурентов.
5) план маркетинга – здесь целесообразно изложить основное: какая стратегия маркетинга принята на предприятии, как будет продаваться товар – через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут определяться цены на товары и каков ожидаемый уровень прибыльности на вложенные средства; как предполагается добиваться постоянного роста продаж – за счет расширения рынка сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей и т.д.
6) план производства – этот раздел разрабатыва6ется только теми предпринимателями, которые намерены заняться производственной деятельностью. Главная задача – доказать потенциальным партнерам, что вы в состоянии реально производить нужное количество товаров в заданные сроки и с требуемыми качественными характеристиками. Следовательно, основной целью производственного плана являются предоставление информации по обеспечению производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства.