Генерирование деловой идеи. Моделирование отличий товара фирмы от существующих предложений на современном рынке
Генерация идей – это процесс создания (образования, формирования, произведения, творения, разработки, выработки) новых идей.
Для анализа каждой идеи существует 4 отличных вопроса:
Нужен ли товар (услуга) рынку?
Выдержит ли товар (услуга) конкуренцию?
Что необходимо для осуществления идеи?
Принесет ли это выгоду?
В основе профессиональной деятельности любого предпринимателя лежит конкретная идея. Гениальные догадки, т. е. идеи, оказывающие сильное воздействие на протекающий в обществе (или даже в мире, например, идея Билла Гейтса) экономический процесс, редки. Иногда, казалось бы, примитивная деловая идея может привести к важным последствиям и способна изменить характер производства. Так, фирма "Тетра-пак" возникла и выросла на изготовлении нового вида упаковки (бумажных устойчивых пакетов) для жидких продуктов питания (молоко и молочные продукты, соки), что привело к отказу от использования стеклянной и пластиковой тары.
Концепция маркетинга исходит из того, что наиболее логичный выбор отправной точки поиска новых идей – нужды и желания потребителей, что подтверждают и исследования Э. Хиппеля (большинство идей новых промышленных товаров исходит от покупателя). Компании, выпускающие промышленное оборудование, могут очень многому научиться у своих ведущих пользователей – т.е. потребителей, которые наиболее профессионально используют товары фирмы и замечают необходимость их усовершенствования раньше других покупателей.
Хорошие идеи приходят при изучении товаров и услуг конкурентов. О деятельности компаний-соперниц можно немало узнать у дистрибьюторов, поставщиков и торговых представителей, выяснить, какие качества новых товаров конкурентов привлекают потребителей, а какие – не нравятся. Еще одним источником новых идей может быть высшее руководство компании. Некоторые руководители компаний, как например Эдвин Ленд (когда-то глава Polaroid), принимают ответственность за технологические нововведения лично на себя.
Существуют и другие источники новых идей, в том числе изобретатели, патентные поверенные, университетские и коммерческие лаборатории, консультанты по проблемам промышленности, рекламные агентства, агентства по проведению маркетинговых исследований и отраслевые издания.
Существует десять способов генерирования идей новых товаров:
1) Проведение вечеринок типа “пицца-видео” - неформальных встреч потребителей с конструкторами и дизайнерами компании, во время которых обсуждаются различные нужды и проблемы клиентов, а также возможные варианты их решения.
2) Предоставление специалистам дополнительного свободного времени, которое они используют на подготовку собственных проектов.
3) Проведение во время экскурсий по предприятию специальных сеансов “мозгового штурма”, главными участниками которых должны стать потребители.
4) Изучение отношение потребителей к вашей продукции и к аналогичным товарам конкурентов.
5) Негласное или “натурное” изучение потребительских нужд.
6) Использование итеративных сеансов, когда группа потребителей концентрируется на проблемах, а специалисты компании, находящиеся в соседнем помещении, пытаются на месте найти разумные решения. Некоторые из вариантов тут же предлагаются потребителям.
7) Рутинный поиск информации в отраслевых изданиях разных стран.
8) Посещение отраслевых торговых выставок.
9) Посещение техническим и торговым персоналом лабораторий компаний-поставщиков и ознакомление с новинками технологических и производственных процессов.
10) Создание доступного для специалистов компании “банка идей”.
Концепция товара исходит из того, что новый (проектируемый) товар должен отвечать потребностям, которые сформируются к моменту, когда продукт выйдет на рынок. Специальное место в концепции занимает позиционирование товара – система определения места нового товара на рынке в ряду других товаров, уже находящихся там, с учетом характера восприятия всех товаров-конкурентов потребителями.
Если концепция товара успешно преодолела этап анализа возможностей производства и распределения, начинается этап исследований и разработок (ИИР) или научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР), в ходе которого замысел превращается в реальный продукт.
Отдел ИИР создает один или несколько вариантов технического воплощения концепции товара, чтобы найти прототип, удовлетворяющий следующим критериям: потребители воспринимают его как носителя всех основных свойств, изложенных в описании товара; он безопасен и надежно работает в заданных условиях эксплуатации; его себестоимость не выходит за рамки запланированных издержек производства. На создание удачного прототипа могут быть потрачены дни, недели, месяцы и даже годы. Применение методов моделирования в процессе разработки и тестирования нового продукта позволяет компании оперативно реагировать на новую информацию и своевременно разрешать возникающие проблемы посредством сравнения альтернативных вариантов.