Свободное время: определение, функции, подходы
Содержательной стороной этого подхода является анализ субъективных отношений к массе возможных видов деятельности и выявление причин предпочтения ее конкретных видов.
Наибольшее внимание исследователи этого направления уделяют изучению содержания свободного времени подростков и молодежи.
Близок социально-психологическому подход с ярко выраженным педагогическим уклоном. Его основной ориентацией является исследование методов, форм и средств воспитательного воздействия на формирующуюся личность в сфере свободного времени. Сторонники этого подхода всем содержанием своей исследовательской деятельности подчеркивают, что свободное время – это не зона абсолютной независимости индивида от общества. Реализуя свое свободное время, человек остается социальным субъектом и на него распространяется вся совокупность норм регулятивного характера, так как в сфере свободного времени осуществляются не только его индивидуальная жизнь, но его социальное бытие, его взаимодействия с другими людьми. [7,293]
В социологической литературе можно выделить еще один, с нашей точки зрения, наименее популярный и менее продуктивный подход, сводящий свободное время ко всему объему внерабочего времени. По сути представители этой точки зрения делят весь бюджет времени человека на две части: на рабочую и нерабочую, пренебрегая тем самым признаком собственно свободного времени как периода, не обремененного рутинной необходимостью.
Следует особо подчеркнуть, что выделенные подходы к изучению свободного времени находятся между собой в творческом взаимодействии и диалектической взаимосвязи, определяющей целостность процесса исследования феномена свободного времени.