Понятие и содержание отраслевого анализа
Отраслевой анализ выявляет те черты внешней среды компании, которые наиболее значимо влияют на стратегическое видение и возможности компании. Внимание при этом концентрируется на получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии. Затем эти ответы используются для формирования четкой картины стратегической ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических действий[7].
Логическим выходом стратегического анализа предприятия является оценка альтернатив для выбора стратегии. Таким образом, отраслевой анализ - отправная точка процесса формирования стратегического плана. Отрасли сильно различаются между собою, и данный анализ позволяет успешно ориентироваться организации в каждой из них. Конструкция отраслевого анализа должна позволить получить ответы на следующие вопросы:
· Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли?
· Что является движущей силой изменений в отрасли и какое влияние они имеют?
· Какие конкурентные силы действуют в отрасли и насколько они сильны?
· Какие компании занимают сильные/слабые конкурентные позиции?
· Кто будет действовать в дальнейшем в конкуренции сходным образом?
· Какие ключевые факторы будут определять конкурентный успех или поражение?
· Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше средней?
Также при анализе отрасли и конкурентной среды необходимо определение доминирующих в отрасли экономических характеристик:
1) размеры рынка;
2) области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная);
3) скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;
4) число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;
5) число покупателей и их относительные размеры;
6) превалирование передней или задней интеграции;
7) легкость входа и выхода;
8) степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;
9) уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;
10) влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;
11) является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;
12) наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;
13) требования к капиталу;
14) прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике.
Далее целесообразно составить "портрет" отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Малые рынки не имеют тенденции привлекать больших/новых конкурентов; большие часто привлекают интересы корпораций, желающих приобрести компании с целью укрепления конкурентных позиций в притягательных отраслях.
Основные движущие силы, вызывающие изменения позиций конкурентов и учитываемых при анализе конкурентной среды[8]:
- Изменения в долговременной скорости роста (оно сильно влияет на решения об инвестициях, степень притягательности для новых фирм. Сдвиги в скорости роста нарушают баланс между отраслями поставляющими и покупающими, входом и выходом).
- Изменения в том, кто покупает товары и как они используются (эти сдвиги создают новые возможности, которые не должны быть упущены, но и требуют перестройки фирм - например создания служб сервиса и т.д.).
- Инновации в продуктах.
- Технологические изменения.
- Маркетинговые инновации (новые методы продаж, дифференциация продуктов, стоимостная дифференциация).
- Вход или выход главных фирм в отрасли.
- Увеличение глобализации в отрасли.
- Изменения в стоимости и эффективности.