Программы адаптации
Затем снова "социальный" блок - система социального обеспечения - 60 %, неформальные и формальные правила поведения в коллективе - по 58 % в каждом случае.
Такая информация, как режим безопасности и коммерческой тайны, структура и иерархия предприятия по значимости для новичка менее важны (57, 55 и 51 %% соответственно).
Эффективность участия того или иного должностного лица в адаптации вновь нанятых падает с количеством иерархических уровней между новым сотрудником и лицом, отвечающим за адаптацию. Отсюда вывод, что адаптацией новых сотрудников должны заниматься профессионалы, для которых эта деятельность является прямой функциональной обязанностью. Кроме того, к этой работе следует привлекать тех, кто непосредственно связан с рабочим местом, на которое взят новичок.
График 2. По итогам адаптационного периода оценивается
Складывается впечатление, что респонденты смешивают понятия "испытательный срок" и "адаптационный период". Конечно, они могут совпадать во времени, но задачи, которые решаются в адаптационном периоде гораздо шире.
Главной задачей испытательного срока является выяснение того, насколько новый сотрудник профессионально пригоден и состоятелен как специалист. Адаптационный период, как правило, имеет более длительный срок, и его главную задачу можно сформулировать, как налаживание системы взаимосвязей и взаимозависимостей индивида (новичка) с новой для него материально - социальной средой, в которой ему предстоит реализовывать себя как специалисту и личности в течение длительного времени.
Таблица 3. Оценка респондентами эффективности используемых критериев (в %% от числа использующих):
Предмет оценки |
Оценка эффективно |
Оценка неэффективно |
Затруднились оценить |
Результаты выполнения поставленных задач |
78 |
0 |
22 |
Знания |
77 |
3 |
20 |
Усвоение функциональных обязанностей |
72 |
2 |
26 |
Иное |
71 |
0 |
29 |
Профпригодность |
61 |
6 |
33 |
Наиболее эффективной, с точки зрения респондентов, является оценка результатов выполнения новыми сотрудниками поставленных задач - 78 % и реальные знания - 77 %. Кроме того компании считают эффективной оценку того, насколько новичок усвоил свои функциональные обязанности - 72 % [21].