Разработка совместной стратегии
Создание совместного капитала означает определение партнерами на основе взаимного согласия общих ценностей и целей совместного предприятия. Тщательная разработка плана создания совместного дела является ключом к долгосрочному сотрудничеству. Есть ряд важных моментов, на которые должны обращать внимание менеджеры при проведении переговоров по созданию совместных предприятий для того, чтобы быть уверенными в успешном и правильном начале совместного дела.
Можно рассмотреть следующие шаги этого процесса:
1) определение стратегической цели каждым из партнеров;
2) выработка общей цели;
3) создание рабочих групп проекта;
4) информирование о совместных намерениях;
5) разработка плана внедрения проекта;
6) разработка стратегии выхода.
Определение стратегической цели
В силу того, что компании расценивают создание совместных предприятий как поддержание или восстановление утраченной конкурентоспособности, они должны переориентироваться с анализа прошлой деятельности на ожидание будущих результатов. При формулировании стратегической цели каждая из компаний-партнеров должны учитывать:
· преимущества успешного дела,
· долгосрочную перспективу,
· личные усилия и отдачу.
Партнеры должны четко представлять, какие преимущества они получат, если совместное предприятие будет успешным. Как сказал менеджер отдела телекоммуникаций компании Hewlett-Packard при организации совместного предприятия с отделом сетевого управления фирмы Ericsson в Швеции в 1993 году: «Мы развиваем свой бизнес и пытаемся увеличить его обороты путем создания совместного продукта, поэтому нам необходимы более глубокие знания о бизнесе телекоммуникаций, чтобы стать поставщиками фирмы Ericsson». Целью создания данного совместного предприятия было предоставление платформ для сетевого управления и решений для операторов. Ericsson был собственником 60% совместного предприятия и предоставил отдел с 300 работников. Hewlett-Packard владел 40% и предоставил отдел R&D и ноу-хау для стандартных платформ.
Выработка совместной цели
Следующими шагами являются оценка согласованности стратегических целей компаний-партнеров и обсуждение совместной стратегии, объединяющей цели обеих компаний. Без четкого понимания целей партнера невозможно добиться успешного создания совместного предприятия. Чтобы совместная цель была четкой, должен быть разработан бизнес-план, где была бы указана добавленная стоимость, задачи и вложение ресурсов со стороны обоих партнеров, а также критерии оценки деятельности. В совместном предприятии по развитию продукта между Ericsson и Hewlett-Packard написание бизнес-плана помогло раскрыть интересы каждого партнера и положило начало проекту, направленному на создание общего капитала.
Также необходимо согласовать следующие вопросы, касающиеся будущей политики материнских компаний:
1) сконцентрироваться на использовании производственных мощностей или вкладывать ресурсы в ноу-хау либо финансовые активы?
2) передать СП существующую технологию производства товара или направить ресурсы на разработку собственной технологии?
3) назначить персонал «сверху» или позволить руководству СП самостоятельно набирать штат?
Создание проектных групп
Для разработки совместной стратегии и, в частности, для составления бизнес-плана нового предприятия необходимо создать проектные группы, которые должны определить зоны сотрудничества, стратегические направления и финансовые задачи. Создание проектных групп является важным шагом в снижении двусмысленности и неопределенности на стадии переговоров. Обмен информацией между этими группами строит основу для взаимопонимания и в итоге приводит к подписанию необходимых соглашений. Наличие проектных групп помогает создать платформу для дальнейшего сотрудничества:
· партнеры уже оценили совместную работу,
· каждый партнер знает о целях, слабых и сильных сторонах другого,
· знания и опыт работы проектных групп могут оказать помощь в структурной организации совместного предприятия,
· продолжительность работы в одном проекте повышает отдачу его членов,
· людям уже удалось наладить межличностные отношения, что помогает разрешению конфликтов на поздних стадиях сотрудничества.
Информирование о совместных намерениях
Многие решения по поводу создания совместных предприятий между компаниями обычно принимаются на высшем руководящем уровне. Менеджеры подразделений или CEO определяют области и преимущества сотрудничества, а также создают картину того, как компании должны работать совместно. Этот образ может не всегда согласоваться с мнением сотрудников, работающих над созданием совместного предприятия. Поэтому важно информировать сотрудников проекта о разработанных совместных целях. Информирование о совместных решениях большего числа сотрудников проектных групп важно по двум причинам. Информируя о решениях тех, кто планирует работать с или в совместном предприятии, руководители тем самым снижают чувство беспокойства у своих будущих коллег. Разъяснение целей сотрудничества обеспечивает понимание сотрудниками обеих организаций стратегий, выработанных на уровне руководства.