Цели и мотивы создания совместных предприятий

Цели партнеров и мотивы образования ими нового предприятия можно разделить на две группы: 1) создание СП с целью выхода или закрепления на иностранном рынке; 2) улучшение конкурентных позиций.

Таблица 2. Цели материнских компаний и мотивы создания СП

Цели материнских компаний и мотивы создания СП;

Пример

Цель:

выход на новый рынок, закрепление на иностранном рынке;

Мотивы:

– получить сырье и оборудования;

– разделить риски и издержки, связанные с освоением нового рынка;

– получить доступ к рынкам, где ограничена деятельность иностранных компаний;

– использовать опыт и связи местного партнера в отношении с государством, органами по налогообложению, потребителями;

Цель партнера: улучшение конкурентных позиций на местном рынке; доступ к передовому опыту.

Мотивы:

– восполнение недостатков финансовых средств;

– получение права на использование товарного знака;

– получение передовой технологии производства;

– получение опыта в управлении.

1) Petersburg Product International – СП компании «Gillette» и российской компании «Ленинец»;

2) TNK-BP Limited (СП британской компании «British Petroleum» и российской «ТНК»);

3) СП американской компании «Wal-Mart Stores Inc» (крупнейшей сети розничной торговли) и Bharti Enterprizes (ведущая индийская деловая группа).

Цель:

укрепление конкурентных позиций (иногда глобальное лидерство)

Мотивы:

– получить передовые технологии производства

– получить доступ на рынок конкурента

– разделить издержки, связанные с НИОКР, сбытом, маркетингом

Создаваемые СП, в основном, узкой специализации, затрагивают лишь отдельные виды деятельности материнских компаний, создаются на определенный промежуток времени

1) «Nummi Corporation» (Toyota получила возможность разместить производство в США; GM – доступ к производственной экспертизе Тойоты).

2) Covisint (СП компаний DaimlerChrysler, Ford, GM, Nissan, Renault и компаний, занимающихся электронной торговлей и ИТ: Commerce One, Oracle) – представляет собой общий электронный рынок для автомобильной промышленности; позволяет значительно сократить издержки и повысить эффективность деловых операции в отрасли