Цели и мотивы создания совместных предприятий
Цели партнеров и мотивы образования ими нового предприятия можно разделить на две группы: 1) создание СП с целью выхода или закрепления на иностранном рынке; 2) улучшение конкурентных позиций.
Таблица 2. Цели материнских компаний и мотивы создания СП
Цели материнских компаний и мотивы создания СП; |
Пример |
Цель: выход на новый рынок, закрепление на иностранном рынке; Мотивы: – получить сырье и оборудования; – разделить риски и издержки, связанные с освоением нового рынка; – получить доступ к рынкам, где ограничена деятельность иностранных компаний; – использовать опыт и связи местного партнера в отношении с государством, органами по налогообложению, потребителями; Цель партнера: улучшение конкурентных позиций на местном рынке; доступ к передовому опыту. Мотивы: – восполнение недостатков финансовых средств; – получение права на использование товарного знака; – получение передовой технологии производства; – получение опыта в управлении. |
1) Petersburg Product International – СП компании «Gillette» и российской компании «Ленинец»; 2) TNK-BP Limited (СП британской компании «British Petroleum» и российской «ТНК»); 3) СП американской компании «Wal-Mart Stores Inc» (крупнейшей сети розничной торговли) и Bharti Enterprizes (ведущая индийская деловая группа). |
Цель: укрепление конкурентных позиций (иногда глобальное лидерство) Мотивы: – получить передовые технологии производства – получить доступ на рынок конкурента – разделить издержки, связанные с НИОКР, сбытом, маркетингом Создаваемые СП, в основном, узкой специализации, затрагивают лишь отдельные виды деятельности материнских компаний, создаются на определенный промежуток времени |
1) «Nummi Corporation» (Toyota получила возможность разместить производство в США; GM – доступ к производственной экспертизе Тойоты). 2) Covisint (СП компаний DaimlerChrysler, Ford, GM, Nissan, Renault и компаний, занимающихся электронной торговлей и ИТ: Commerce One, Oracle) – представляет собой общий электронный рынок для автомобильной промышленности; позволяет значительно сократить издержки и повысить эффективность деловых операции в отрасли |