Стратегический альянс как форма международного сотрудничества
Стратегический альянс – организационная форма экономической кооперации компаний, при которой каждая из участвующих сторон заинтересована в осуществлении взаимовыгодного сотрудничества и вносит конкретный вклад в достижение общего результат, сохраняя при этом свою самостоятельность и независимость [4]. Стратегический альянс – партнерство, с помощью которого компании рассчитывают достичь своих целей с помощью объединения ресурсов (технологий, капитала, управленческих и людских ресурсов). Выделяют 4 типа стратегических альянсов: неформальные альянсы, контрактные альянсы, совместное владение, совместное предприятие [1].
Таблица 1. Типы стратегических альянсов
Тип альянса |
Определение |
Пример |
Неформальные (неконтрактные) альянсы |
Альянсы, которые создаются без обязывающих соглашений и ограничений риска со стороны партнеров (совместные маркетинговые исследования; техническое сотрудничество, обмен информацией) |
Некоторые картели |
Контрактные альянсы |
Альянсы, которые создаются для реализации определенного проекта (как и в неформальных альянсах), но обязательства и риски каждого партнера четко оговорены |
Многие партнерства авиакомпаний |
Альянсы с участием в капитале партнера (Совместное владение) |
Альянсы, при которых одна или несколько компанией владеет определенной долей бизнеса партнера (новая компания не образуется) |
1) General Motors владеет небольшой долей акций компаний своих поставщиков и дистрибьюторов; 2) Китайская компания TCL (производитель телевизоров) владеет 67% акций совместной компании TCL-Thomson Electronics. |
Совместное предприятие |
Независимая компания, созданная и совместно управляемая двумя или более партнерами |
Nummi Corporation (CП компаний Toyota и General Motors) |
Совместное предприятие: определение, особенности, цели и мотивы создания