Стратегический альянс как форма международного сотрудничества

Стратегический альянс – организационная форма экономической кооперации компаний, при которой каждая из участвующих сторон заинтересована в осуществлении взаимовыгодного сотрудничества и вносит конкретный вклад в достижение общего результат, сохраняя при этом свою самостоятельность и независимость [4]. Стратегический альянс – партнерство, с помощью которого компании рассчитывают достичь своих целей с помощью объединения ресурсов (технологий, капитала, управленческих и людских ресурсов). Выделяют 4 типа стратегических альянсов: неформальные альянсы, контрактные альянсы, совместное владение, совместное предприятие [1].

Таблица 1. Типы стратегических альянсов

Тип альянса

Определение

Пример

Неформальные (неконтрактные) альянсы

Альянсы, которые создаются без обязывающих соглашений и ограничений риска со стороны партнеров (совместные маркетинговые исследования; техническое сотрудничество, обмен информацией)

Некоторые картели

Контрактные альянсы

Альянсы, которые создаются для реализации определенного проекта (как и в неформальных альянсах), но обязательства и риски каждого партнера четко оговорены

Многие партнерства авиакомпаний

Альянсы с участием в капитале партнера (Совместное владение)

Альянсы, при которых одна или несколько компанией владеет определенной долей бизнеса партнера (новая компания не образуется)

1) General Motors владеет небольшой долей акций компаний своих поставщиков и дистрибьюторов;

2) Китайская компания TCL (производитель телевизоров) владеет 67% акций совместной компании TCL-Thomson Electronics.

Совместное предприятие

Независимая компания, созданная и совместно управляемая двумя или более партнерами

Nummi Corporation (CП компаний Toyota и General Motors)

Совместное предприятие: определение, особенности, цели и мотивы создания