Организационно-экономическая характеристика предприятия
В то же время рост себестоимости товарной продукции, в которую входят затраты на сырье и материалы, заработная плата работников, плата за энергию и другие косвенные и прямые производственные затраты, составил за период с 2006 по 2008 год 48,2%, что не только равно динамике объемов товарной продукции, но и опережает ее. Это говорит о том, что предприятие неэффективно использует свои производственные ресурсы , допускает перерасход и потерю сырья и материалов, в процессе производства не соблюдаются нормативы затрат сырья и материалов, допускается высокий процент брака и внутрицеховых простоев, затраты на оплату труда и другие социальные выплаты неадекватны реальной производственной мощности предприятия.
Такая ситуация может привести к тому, что чересчур быстрый рост себестоимости продукции поглотит дополнительный объем выручки, который планирует получить руководство предприятия за счет расширения объемов производства и сделает сам процесс расширения производства нерентабельным и неприбыльным. Для того, чтобы получить объективную оценку состояния предприятия в сфере производства и реализации продукции следует также оценить результаты сбытовой деятельности предприятия ОАО "БРТ" за рассматриваемый период.
Рис. 2.2. – Динамика показателей реализации ОАО "БРТ" за 2006-2008 гг.
Себестоимость реализованной продукции представляет из себя рыночную цену продукции, в которую закладывается полная производственная себестоимость товара и его реализационная цена. Такая цена должна не только учитывать все затраты на сбыт продукции, но также включать в себя потенциальный размер прибыли, которую желает получить производитель от реализации каждой дополнительной единицы своей продукции. В идеале такая прибыль должна обеспечить пополнение резервов предприятия и позволить ему совершать текущие финансовые расчеты и осуществлять инвестиционную деятельность.
Себестоимость реализованной продукции резко возросла к 2007 году на 34,4% и в совокупности на 74,7% к 2008 году по сравнению с 2006 годом. Динамика объемов реализованной продукции, которые представляют собой выручку от реализации продукции, имела следующее значение : 32,4% - к 2007 году по сравнению с 2006 годом, 72,1% - к 2008 году по сравнению с 2006 годом. Т.е. рост затрат на реализацию продукции предприятия происходил параллельно с ростом самих объемов реализации. При этом если в 2006 году затраты на реализацию продукции составляли 20,6% от выручки от реализации, то в 2008 году это значение составило – 15% от выручки предприятия, что говорит об улучшении сбытовой политики предприятия, поиске новых, более экономных и эффективных рынков и каналов сбыта продукции. Т.о. динамика прибыли предприятия от реализации продукции составила 33,7% к 2007 году по сравнению с 2006 годом и 73,8% к 2008 году по сравнению с 2006 годом. Это положительно характеризует производственную деятельность предприятия, но следует отметить, что проведение ряда мероприятий по снижению себестоимости продукции позволит предприятию получить дополнительную прибыль от сокращения производственных потерь.
Рис. 2.3. – Динамика затрат на 1 руб. реализованной продукции ОАО "БРТ" за 2006-2008 гг.
Затраты на рубль реализованной продукции возросли к 2007 году по сравнению с 2006 на 2,5% - это незначительный показатель динамики если учесть, что сам объем реализации возрос к 2007 году на 72%. За период с 2007 по 2008 год показатель удельных затрат по реализованной продукции вообще не претерпел никаких изменений. Это говорит о снижении затрат на реализацию продукции за счет поиска новых, более экономичных рынков сбыта, сокращения транспортных издержек и т.д. и позволяет предприятию получить больший процент от выручки в качестве прибыли от реализации.
Рис. 2.4. – Динамика показателей рентабельности ОАО "БРТ" за 2006-2008 гг.
Рентабельность производства, так же, как и рентабельность продаж находится как соотношение прибыли предприятия в объему товарной продукции или выручки от реализации соответственно и характеризует эффективность сбытовой и производственной деятельности предприятия в экономическом отношении.