Назовите мотивы, которыми могут руководствоваться в своей деятельности преподаватели и проранжируйте их
Мотивация педагогической деятельности подчиняется общему механизму мотивации деятельности и образования новых мотивов. Он получил название механизма превращения цели в мотив, или "сдвига мотива на цель". Его суть состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Например, начинающий учитель приступил к работе, отдавая ей все свои силы прежде всего потому, что им руководили честолюбивые чувства. Но со временем его увлек сам процесс общения с детьми, у него пробудился интерес к преподаванию. Осуществление педагогического процесса со всеми его сложностями и в то же время привлекательностью превратилось из цели в мотив деятельности. Цель же, как правило, усложняется, отодвигается.
Подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы), внешние и внутренние позволяет с большой долей вероятности предполагать, что как для будущих учителей учение, так и для работающих учителей их деятельность протекают как цепь ситуаций, одни из которых выступают как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и мотив здесь совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае может относиться безразлично и даже негативно.
В ситуациях первого типа учителя работают с увлечением, вдохновенно, а, следовательно, и продуктивно. Во втором случае — тягостно, с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов. Но сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности — явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но, в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).
Итак, перечислим мотивы, которыми могут руководствоваться в своей деятельности преподаватели:
- чувство профессионального и гражданского долга;
- ответственности за воспитание детей;
- честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь);
- увлеченность предметом;
- удовлетворение от общения с детьми;
- осознание высокой миссий учителя;
- любовь к детям;
- зарплата;
- продолжительный отпуск;
- возможность получения квартиры;
- получение льгот.
Задачи
Задача 1
Задание №1
Сгруппировать качества по следующим признакам:
- моральные качества;
- волевые качества;
- деловые качества;
- профессиональные качества;
- коммуникативные качества.
Моральные качества менеджера:
- принципиальность, честность;
- пунктуальность, точность;
- обязательность, верность слову.
Волевые качества менеджера:
- энергичность;
- выдержанность.
Деловые качества менеджера:
- знание и применение на практике принципов управления;
- умение стимулировать подчиненных;
- самокритичность;
- умение устанавливать деловые отношения с подчиненными, поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе;
- настойчивость в достижении целей;
- умение поддерживать инициативу, использовать все новое прогрессивное;
- умение устанавливать деловые отношения со смежными руководителями.
Профессиональные качества менеджера:
- умение взять на себя ответственность;
- умение работать с документацией;
- умение расставить кадры и организовать их взаимодействие;
- уровень знаний по профилю руководимого подразделения.
Коммуникативные качества менеджера:
- знание и применение на практике принципов управления;
- умение наладить контроль за деятельностью подчиненных;
- умение установить деловые отношения с вышестоящими руководителями.
Задание №2
Проранжировать качества, т.е. расположить их порядке убывания их значимости для профессии менеджера (на первое место поставить самое важное, по вашему мнению, качество менеджера, затем менее важное и т.д.)