Методики изучения жизненного цикла организации
Согласно В. Акулову методологическая основа цикла – теория обретения равновесия комплекса со средой. Методологический принцип, лежащий в основе изучения жизненного цикла экономических организаций состоит в обретении экономическим субъектом динамического равновесия как с внешней средой (здесь и тип ведущей экономической организации, обуславливающий конкретную комбинацию рынка, контрактную систему и отношения внутрифирменной иерархии, и прочие неэкономические составляющие внешней среды, в которой функционирует экономический субъект), так и с внутренней средой организации (параметры, задаваемые менеджерами: фирменная идеология, структура, фирменная стратегия, корпоративная культура, управление персоналом, внутрифирменный учет и финансовые потоки, издержки и т. д.).
Именно динамический характер равновесия делает организационную структуру устойчивой, дает ей возможность существовать во времени и пространстве. Если возникает устойчиво неравновесное состояние, это может означать только одно – процесс разрушения фирмы и ее последующую ликвидацию[1].
Главный вывод, фирма, предприятие, организация – это реально существующее, но преходящее и «смертное» образование, которое функционирует не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут «сжиматься» и «растягиваться» в зависимости от конкретного временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет).
Принципиальной является т.н. «вилка», которая возникает на четвертой фазе.[2] Если фирма работает успешно, то происходит переход в новое качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна – то переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность – это реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса), неудачная деятельность – прямой путь в направлении банкротства компании.
Жизненный цикл экономической организации связан с экономическим циклом организации. Исходя из этого, фазы жизненного цикла фирмы можно описывать при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы – того объема производства, когда прибыль становится максимальной – прямой путь к переходу в новое качество. Нерешение данной проблемы – движение в направлении умирания экономической организации.[3]
Даже самые успешные фирмы, «живущие» долго, не могут похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их бизнес растёт. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их «жизни». Главное для них – получение прибыли в конечном итоге, т. е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).
О. Лавизина в своих работах постаралась осмыслить социальную природу организации и рассмотреть возможности управления жизненным циклом, управляя социальной компонентой организации.
Она предложила концепцию типизации этапов жизненного цикла, опираясь на биологические подходы и выделяя стадии «становления», «развития», «зрелости» и «старости» по критериям освоения организацией своей рыночной ниши (аналогично экологической нише) и уровню «внутривидовой» конкуренции в ней. Подобный подход к проблеме даёт ряд новых объективных критериев, позволяющих идентифицировать стадии эволюции организации. Однако концепция, предложенная О. Лавизиной, не привносит принципиальных изменений в саму парадигму жизненного цикла, согласно которой развитие есть схематическая последовательность состояний организации, разделяемых моментами трансформации, позволяющими выделять различные периоды в её развитии. Другими словами, главный фокус исследования в большинстве трудов, посвящённых жизненным циклам – характер эволюционных изменений, количество стадий, их особенности и продолжительность.
Жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. Очевидно, что вопросы управления жизненным циклом относятся к стратегическим задачам. Однако в явном виде эта задача обычно не формулируется. Речь обычно идет либо о развитии организации, либо о реорганизации. Развитие, означает «движение в направлении стадии «развития» или «зрелости», а реорганизация – попытка перейти из стадии «старости» в стадию «развития».