Требования к содержанию бизнес-планов
Бизнес-план развития организации является одной из наиболее прогрессивных форм плана. В общем виде план (от лат. planus — плоский, ровный) представляет собой определенный порядок осуществления намеченной программы с указанием ее целей, содержания, объема, методов и средств, последовательности и сроков выполнения.
Бизнес-план имеет несколько сущностных характеристик, а именно:
охватывает определенный период;
имеет своей целью получение прибыли;
содержит систему мероприятий, направленных на достижение заданной цели;
служит рабочим инструментом предпринимателя для организации своей работы;
представляет собой развернутую программу осуществления конкретного бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
характеризует основные стороны деятельности и развития организации;
является результатом исследования и обоснования конкретного направления деятельности организации на определенном рынке;
служит формой представления деловых предложений и проектов, содержащей развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса организации и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и посредников.
Исходя из вышеперечисленных сущностных характеристик бизнес-плана можно выделить как минимум два основных подхода: с точки зрения руководства и учредителей организации бизнес-план — это прежде всего «руководство к действию», а с точки зрения инвестора — инструмент, позволяющий выбрать наиболее эффективный способ инвестирования. Еще одним немаловажным предназначением бизнес-плана является возможность получения государственной поддержки и бюджетного финансирования.
Следует заметить, что в современных условиях бизнес-план все чаще используют как основу корпоративного управления, тогда как раньше он выступал только в роли инструмента привлечения инвестиций. Для развития бизнеса у российских организаций зачастую не хватает собственных ресурсов, и они вынуждены привлекать их извне. В таких случаях бизнес-план служит для демонстрации эффективности вложений инвестиций или обоснования возможности получения кредита как банковского, так и у государственных органов власти.
Таким образом, выделяют несколько разновидностей бизнес-плана:
бизнес-план инвестиционного проекта;
бизнес-план развития организации;
бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности);
бизнес-план как заявка на кредит;
бизнес-план развития региона (страны) в целом.
В последнее время все чаще стали применять такую разновидность бизнес-плана, как заявка на грант, т.е. обоснование прямых и косвенных выгод для общества в целом или для отдельного региона от выделения ресурсов на данный проект. Под грантом в данном случае понимают целевые средства, предоставляемые безвозмездно из государственного бюджета или благотворительными фондами на решение острых социально-политических или экономических проблем.
По объектам бизнеса различают бизнес-планы по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги или технические решения) и по предприятию (создание нового или совершенствование действующего предприятия с целью его развития или финансового оздоровления).
В мировой хозяйственной практике и в России используются следующие формы бизнес-плана:
международная форма бизнес-плана (разработанная ЮНИДО);
германский типовой бизнес-план;
американский типовой бизнес-план;
форма бизнес-плана, утвержденная приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 марта 2006 г. № 75.
У всех вышеперечисленных форм бизнес-планов много общего, однако единой структуры бизнес-плана не существует. Кроме того, каждый инвестор или руководитель может предъявлять собственные специфические требования к отдельным разделам бизнес-плана.
Несмотря на это можно выделить ряд общих требований, предъявляемых к содержанию бизнес-планов. Заметим, что требования, предъявляемые к содержанию бизнес-планов для руководителей и учредителей организации, отличаются от требований к бизнес-планам для потенциальных инвесторов, в том числе и государства. Именно поэтому при разработке бизнес-плана необходимо учитывать, для кого он предназначен.
Прежде чем рассмотреть особенности информации, содержащейся в бизнес-плане для потенциальных инвесторов, остановимся подробнее на общих требованиях к основным разделам бизнес-плана.
Бизнес-план ориентировочно должен занимать 40—50 страниц, для более масштабных проектов допускается объем до 80 страниц.
В упомянутом приказе Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. № 75 представлены рекомендации к оформлению бизнес-плана.