Понятие и задачи анализа безубыточности деятельности предприятия
– оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала;
– разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации товаров [31, с. 121].
Основные задачи маржинального анализа состоят в определении:
- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
- необходимого объема продаж для получения заданной величины
- прибыли;
- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
- критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа.
Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
- необходимости деления издержек на две части: переменную и постоянную;
- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
- постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
- тождества производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
- эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
- пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции [7, с. 76].
Поскольку приведенные выше допущения на практике не всегда выдерживаются, точка безубыточности также должна быть предметом анализа чувствительности при различных постоянных и переменных издержках, а также продажных ценах.
Как и первая точка безубыточности, вторая также соответствует критическому объему выручки К0. В этой точке наступает равенство постоянных затрат и маржинального дохода. В обоих случаях за пределами точек безубыточности предприятие получает прибыль (доход), причем одну и ту же.
Анализ безубыточности важен также для оценки состояния предприятия и выработки стратегии его развития. Одной из серьезных проблем управления фирмой является оценка последствий повышения или снижения цены продукта. В графическом представлении изменение цены продукта повлечет уменьшение угла наклона прямой объема продаж, и мы можем наблюдать, как эти изменения скажутся на прибыли.
При помощи анализа безубыточности можно рассчитать уровень диапазона безопасности, являющийся одним из показателей риска. Чем меньше значение резерва безопасности, тем выше риск попадания в область убытков.
При производстве и сбыте одновременно нескольких продуктов необходимо учитывать, что они имеют различные цены и переменные издержки и, следовательно, различаются их доли взносов в покрытие общих затрат. В этом случае точка безубыточности зависит от доли каждого продукта в смешанном объеме продаж.
Таким образом, анализ безубыточности позволяет определить:
- требуемый объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли;
- зависимость прибыли предприятия от изменения торговой цены, переменных и постоянных издержек;
- значение каждого продукта в доле покрытия общих затрат.
К преимуществам этого метода следует отнести:
- простоту использования;
- наглядность при планировании прибыли;
- иллюстративность при демонстрации влияния операционных изменений на прибыльность предприятия;
- помощь в определении оптимального соотношения постоянных и переменных издержек.
Таким образом, с целью контроля за формированием прибыли осуществляется анализ безубыточности. Анализ безубыточности предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы развития бизнеса.
Рассмотрев понятие и задачи анализа безубыточности деятельности, целесообразно перейти к изучению маржинального дохода и факторов, влияющих на уровень безубыточности деятельности предприятия.