Финансовый менеджмент в системе управления предприятием
Успешное функционирование финансового менеджмента во многом определяется эффективностью его организационного обеспечения. Система организационного обеспечения финансового менеджмента представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам его финансовой деятельности и несущих ответственность за результаты этих решений.
Финансовый менеджмент реализуется в рамках отдельно взятой или частично обособленной предпринимательской структуры. Предпринимательская структура является самоокупающейся или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать рентабельную работу. Финансовый менеджмент должен в конечном счете обеспечить рост предприятий.
Внутренний рост обеспечивается за счет расширения действующего производства путем развития собственной Материально-технической базы в результате поэтапного финансирования.
Внешний рост происходит путем присоединяя новых предприятий методом единовременного финансирования заранее выбранных объектов покупки. Единовременное, фиксирование имеет смысл только при условии, что приобретаемый объект не дорог, готов к эксплуатации и может приносить прибыль. Приобретение новых предприятий может осуществляться в целях закрепления собственного дела или. выгодного инвестирования сводных денежных средств.
Разрабатывая стратегию развития или роста предприятия, финансовый менеджер должен четко разграничивать области текущего и стратегического финансового менеджмента.
Текущий финансовый менеджмент занимается вопросами:
стимулирования коммерческой инициативы;
роста производительности труда;
оптимизации издержек обращения;
определения величины внутренних историков финансирования обеспечивающих самоокупаемость;
эффективности использования имеющих в распоряжении денежных средств за определенный отрезок времени.
Стратегический финансовый менеджмент усматривает вопросы:
затрат с позиций окупаемости;
капитальных вложений с позиций величины будущей прибыли;
поиска путей наиболее эффективного накопления капитала;
перераспределения финансовых ресурсов в наиболее прибыльные сферы деятельности;
роста предприятия.
При разработке основных положений развития предприятия необходимо четко сформулировать побудительные мотивы к росту или расширению, проанализировать конкретные ситуации и выводы, полученные в ходе текущего и стратегического финансового менеджмента.
Инвестировать капитал можно и в конкурирующие фирмы, и в предприятия-поставщики, и в приватизируемые объекты незавершенного производства, и в различные формы бизнеса. Однако в каждом конкретном случае финансовый менеджер должен сопоставите объем инвестиций с выгодой, которую получит предприятие от вложения капитала, с учетом альтернативных вариантов и факторов риска. Обычно финансовый менеджмент ориентируется на диверсификацию финансовых вложений, которая относится к области стратегического финансового менеджмента.