Предмет и метод экономической теории. Основные школы экономической теории и их эволюция
Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.
Поскольку исторически экономика начинается с торговли, первым направлением в истории экономической науки стал меркантилизм. Представители меркантилизма были теоретиками сферы обращения. Они усматривали главный источник богатства нации в удачной торговле, которую сводили к принципу - "много продавать, мало покупать".
"Классическая школа". Ее родоначальники - физиократы - истинным источником богатства считали сельское хозяйство, работу на земле. Они сформулировали фундаментальную идею о естественном характере экономических процессов, провозгласив приоритет принципа "дайте людям делать то, что они хотят"). Эта идея наложила существенный отпечаток на все дальнейшее развитие экономической теории и практики.
Более поздние представители классической школы, среди которых особое место принадлежит А. Смиту, "отцу экономики", связывали данный источник не только с сельскохозяйственным производством, но и промышленным.
Многие традиции классической школы были восприняты и продолжены марксистской экономической теорией Ее главная особенность - последовательно классовая трактовка содержания экономических процессов, выражение позиции рабочего класса.
Многие направления экономической теории XIX в развивались вне рамок классической школы и марксизма Такие из них, как "теория предельной полезности" и "теория факторов производства", составили источник современных наиболее авторитетных экономических концепций Метод-совокупность приемов, способов, принципов с помощью кот опр-ся правильные пути достижения поставленных людьми целей. Если предмет науки хар-т что исследовать, то метод - что и как исследовать. Исп-ся разные методы для исследования эк явлений и процессов. Эк явление - хоз деятельность. Процесс - процесс хоз деятельности в динамике. Осн методы: научная абстракция - человек отвлекается от второстепенных явлений, путем мышления выявляет закономерности явлений и процессов анализ (исследование эк явления путем расчленения на составные части) и синтез (соединение родственных частей между собой) индукция (движение мысли от частного к общему умозаключению, т.е. из фактов строят гипотезу) и дедукция (обратный процесс из общего к частному) количественный и качественный анализ (каждое явление имеет кол и кач стороны), историческое логическое единство (любое эк явление изуч-ся в развитии и последовательности), экономико-мат моделирование. (исследование эк явлений с испол-ем математики и компьютеров), эк эксперимент - искусственное воспроизведение эк явлений в благоприятных условиях с целью дальнейшего практического исполь-ния.
Завершающий элемент исследования эк явлений - общественная практика - выступает критерием истины, на практике подтверждается истинность и ложность эксперимента. Функции: познавательная - раскрытие эк законов в челов. обществе критическая - выяснение достижение, преимущества и недостатки эк системы и эк процессов и явлений в частности.
Прагматическая - практическая - обеспечивает науч. характер эк политики гос-ва и явля-ся ее науч. фундаментом прогностическая (прогнозы) - помогает в разработке науч. прогнозов и выявление перспектив развития эк жизни общества методологическая - выступает в качестве теор фундамента комплекса эк дисциплин:
отраслевых (эк промышленности, с/х и т.д.)
функциональных (эк руда, маркетинг и т.д.)
2. Общие условия развития и функционирования экономических систем. Типология экономических систем Экономическая система - это совокупность всех эк. явлений и процессов в обществе, совершающихся на основе различных форм собственности и организационных форм хоз. - я.