Основы межличностной коммуникации
• архивы,
• библиографические службы,
• библиотеки,
• издательства и типографии,
• книжная торговля,
• реферативные службы.
Основными документными каналами, согласно типизации документов в разделе 3.4, являются:
• каналы опубликованных документов, предназначенных для широкого общественного пользования и размноженных с этой целью полиграфическими средствами;
• каналы неопубликованных (в том числе — непубликуемых) документов, представляющих собой рукописи, машинописи, графику, живопись. Целевое назначение ДОКС сводится к достижению следующих целей:
• обеспечивать творчески одаренным членам общества возможность включения своих произведений в документированную социальную память;
• сохранять документированную социальную память как овеществленную часть культурного наследия общества;
• обеспечивать общественное использование овеществленной и документированной части культурного наследия в интересах общества.
Для достижения этих целей нужно решить следующие задачи:
• обобществления исходных сообщений (рукописей), поступающих от творческих личностей, включая их смысловую оценку, редакционно-издательского оформления, полиграфического тиражирования, т. е. преобразования рукописи в документ общественного пользования (ДОП), часто называемый "первичный документ", или направления ее в фонд архивных документов (ФАД);
• смысловой обработки ДОП (свертывание и развертывание) для более полного их использования; другими словами, преобразования первичных документов во вторичные;
• формирования и долговременного хранения фондов общественного пользования (ФДОП);
• распространения первичных и вторичных документов в режимах постоянного оповещения или справочного обслуживания.
Принципиальная схема ДОКС, решающей перечисленные задачи, представлена на рис. 4.5. ДОКС выступает в качестве посреднического звена между коммуникантом К и реципиентом Р. Выделен контур обобществления (верхняя часть рисунка), где располагаются архивные и редакционно-издательские институты (А), и контур обработки, хранения, распространения (нижняя часть рисунка), где располагаются книготорговые, библиотечно-библиографические, реферативные службы (Б), предоставляющие в конечном счете реципиентам посреднические услуги в виде: первичных ДОП (книжная торговля и библиотеки), вторичных документов (библиографические и реферативные службы), рукописей (Рп), полученных из архивов.
Сфера идеальной реальности — область бытия личностных сознаний, неовеществленной социальной памяти (НВСП), профессиональных сознаний (ПС), принадлежащих соответственно работникам контура обобществления (ПС-А) и работникам контура обработки, хранения, распространения (ПС-Б). На профессиональное сознание работников ДОКС оказывают воздействие органы управления (государственная власть, церковь, общественные организации).
Профессиология документной деятельности: к постановке проблемы
Профессия документоведа с каждым годом становится все более востребованной российским обществом, она обогащается новыми специализациями, расширяется ее рынок труда. Закономерно усиливается интерес теоретиков к изучению профессиональной деятельности документоведа в новых социальноэкономических условиях, о чем говорит рост публикаций в специальной печати. Популярность профессии требует системного исследования ее феномена: места и роли в современном обществе; взаимодействия с другими профессиями; соответствия кадрового состава профессиональным требованиям; качества образования и т.д. Накопленные эмпирические данные должны подниматься до уровня теоретических обобщений, выявления и осмысления принципов изучения и описания проблем профессионализации в документной сфере
Широкое предметное поле для подобных исследований уже образовано трудами известных ученых-теоретиков и практиков документной деятельности Т.В.Кузнецовой, М.И.Додоновой, М.И.Ильюшенко, А.И. Исаченковой, С.Л.Кузнецова, К.Т.Митяева, Л.Р.Фионовой и многими другими. Ими прослежена история профессии от истоков до наших дней; изучаются вопросы подготовки кадров в контексте трансформации высшего образования, вопросы статуса, имиджа специалистов документной деятельности и др.