Классификации нововведений
Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву
Классификационный признак |
Классификационные группировки инноваций |
1. Область применения. |
Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др. |
2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация. |
Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные. |
3. Степень интенсивности. |
«Бум», равномерная, слабая, массовая. |
4. Темпы осуществления инноваций. |
Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные. |
5. Масштабы инноваций. |
Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие. |
6. Результативность. |
Высокая, низкая, средняя. |
7. Эффективность инноваций. |
Экономическая, социальная, экологическая, интегральная. |
В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.
С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:
инновации на «входе» в предприятие;
инновации на «выходе» из предприятия;
инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.
По целевому изменению инновации разделяются на инновации:
технологические (Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения, реализация мероприятий по охране окружающей среды.),
производственные (Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц.),
экономические (Изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализация системы калькуляции затрат.),
торговые (Использование методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или взыскание финансовых ресурсов в форме кредитов, займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов и т.п.),
социальные (Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями.)
инновации в области управления (Улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации, рационализации канцелярской работы и т.д.) [17]
Иные признаки положены в классификацию инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей. [6]