Критерии и данные, используемые при оценивании
В ходе оценивания работника все организации смотрят на тот вклад или результат, которых достиг данный работник. Но организации существенно различаются по тому, как, собственно, определяется этот результат и какие еще критерии рассматриваются при оценивании.
Так, простейшая система оценивания состоит в следующем. Если, скажем, менеджер бизнес-единицы достиг плановых целевых показателей, значит, он оценивается положительно, если нет — отрицательно. Конечно, если он при этом вывел из строя какое-то оборудование или разорвал отношения с важным клиентом, то ему укажут на это.
Однако можно встретить и подход, при котором высшее руководство тщательно изучает то, каким образом их подчиненные достигают своих результатов. Это важно, поскольку существует немало примеров того, как сотрудник может достичь высоких краткосрочных результатов, при этом нанеся вред долгосрочным интересам организации (в частности, негативно повлиять на имидж организации, ее торговую марку). При оценивании во многих инновационных организациях принимаются во внимание и такие критерии:
• насколько менеджеры заботятся о развитии своих подчиненных;
• способствуют ли они инвестициям в инновации;
• как они относятся к торговой марке и другим важным нематериальным активам;
• вступают ли они в кооперацию с другими бизнес-единицами и т.п.
В наиболее инновационных организациях именно участие в инновационной деятельности является ключевым критерием при оценивании работников. Таким образом, для критериев оценивания работников в наиболее инновационных организациях характерно использование множества критериев (ключевым из них является участие в инновационной деятельности), а также включение в критерии больше качественных, чем финансовых, показателей.