Незарплатная составляющая издержек на рабочую силу сжимается
Не меньшее значение, с точки зрения облегчения нагрузки на предприятия, имела почти полная отмена всех налогов и сборов на фонд оплаты труда (в настоящее время из них продолжают действовать только налоги, уплачиваемые при привлечении иностранной рабочей силы). В результате этого доля «налоговых» расходов в общих затратах предприятий на рабочую силу упала с 7% в 1995 году до почти нулевой отметки в 2005 году.
Кардинальные сдвиги произошли также в обеспечении работников социальными благами и услугами за счет предприятий, особенно – через принадлежащие им объекты социальной инфраструктуры. В основе этих сдвигов лежало несколько причин. Во-первых, в новых условиях такой механизм компенсации рабочей силы в значительной мере утратил смысл, поскольку многие из ранее труднодоступных благ и услуг стало легко получать по рыночным каналам. Во-вторых, освобождение предприятий от бремени социальных активов рассматривалось правительством как необходимое условие реструктуризации и повышения эффективности их деятельности. В разное время было принято множество законодательных и нормативных актов, которые требовали либо передачи объектов социального назначения (жилья и т.п.) с баланса предприятий на баланс местных органов власти, либо их приватизации. В-третьих, трансформационный кризис подорвал финансовое положение большинства предприятий, что вынуждало их уже по собственной инициативе ограничивать круг неденежных льгот и гарантий и отказываться от социальных активов. Наконец, в переходный период сформировался обширный сектор «созданных с нуля» новых частных предприятий, которые не имели ни стимулов, ни возможностей, чтобы обзаводиться собственной социальной инфраструктурой. В тех случаях, когда такие предприятия оказывали своим работникам социальную поддержку, они чаще всего предпочитали делать это не на базе собственной инфраструктуры, а по рыночным каналам.
Только за 1992–1995 годы охват работников услугами, получаемыми по месту работы, уменьшился по различным их видам на 5–30%. В первую очередь, это было связано с крупномасштабный «сбросом» объектов социальной инфраструктуры. Согласно имеющимся данным, по сравнению с дореформенным периодом, количество объектов социального назначения, находящихся на балансе предприятий, сократилось за 1990-е годы на 90%.
Постепенный отказ предприятий от предоставления социальных льгот продолжился и в 2000-е годы (табл. 2, рис. 9). Даже охват установленными законом льготами (такими как оплата очередных отпусков, оплата больничных листов и др.) со временем становился все уже. Еще более сильное сжатие наблюдалась по благам и услугам, которые предприятия предоставляли на добровольной основе (таким, как обеспечение медицинскими услугами, оплата отдыха, бесплатное питание, предоставление ссуд и кредитов и др.). Таким образом, даже вступление российской экономики в фазу подъема не смогло прервать тенденции к сокращению «социального бремени», которое готовы брать на себя предприятия.
Таблица 1. Охват работников социальными льготами, предоставляемыми по месту работы (% получателей от общего числа занятых)
Виды социальных льгот |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Оплаты очередных отпусков |
91,5 |
89,8 |
89,8 |
88,7 |
87,0 |
88,2 |
Оплаты больничных листов |
91,2 |
88,7 |
87,8 |
86,6 |
84,3 |
85,6 |
Оплаты отпусков по беременности, родам, уходу за ребенком до 3-х лет |
89,7 |
82,8 |
83,6 |
81,5 |
76,6 |
77,1 |
Бесплатного лечение в ведомственных медицинских учреждениях, полная или частичная оплаты лечения в других медицинских учреждениях |
37,4 |
41,8 |
38,9 |
32,2 |
26,8 |
26,9 |
Полная или частичная оплата путевок в санатории, дома отдыха и т.д. |
43,8 |
52,4 |
49,5 |
38,8 |
31,5 |
30,7 |
Бесплатное содержания детей в ведомственных дошкольных учреждениях, полная и частичной оплата их содержания в других дошкольных учреждениях |
13,0 |
16,4 |
14,1 |
8,8 |
7,6 |
6,0 |
Бесплатное или льготное питание или оплата питания |
15,2 |
18,7 |
16,4 |
14,9 |
13,5 |
12,8 |
Дотации на транспорт, оплата проездных |
14,2 |
17,6 |
16,4 |
14,8 |
13,3 |
11,7 |
Обучение за счет предприятия |
21,3 |
29,4 |
29,3 |
26,0 |
24,3 |
22,7 |
Предоставление ссуд, кредитов |
14,3 |
21,9 |
20,8 |
15,6 |
11,9 |
10,8 |
Оплата арендуемого жилья |
- |
- |
- |
- |
1,9 |
2,1 |