Ведущие государственные модели обеспечения безопасности предприятий
Можно утверждать, что безопасность определяет сущность государственной политики любого государства. Для ее реализации в Украине создан Совет национальной безопасности и обороны, который занимается координированием органов исполнительной власти в сфере национальной и экономической безопасности. Во многих странах существуют аналогичные государственные органы, которые следят за состоянием экономической безопасности (табл.1).
Таблица 1 Государственные институты экономической безопасности
Страна |
Государственный институт |
США |
Совет экономических консультантов при Президенте и Агентство по национальной безопасности. |
Германия |
Отдел принципов экономической политики в составе Министерства экономики. |
Россия |
Межведомственная комиссия по экономической безопасности при Совете безопасности. |
Украина |
Совет национальной безопасности и обороны Украины. |
В целом, деятельность служб безопасности на государственном уровне достаточно схожа. Вместе с тем, на низовом уровне деятельность служб безопасности значительно отличаются своими развитыми системами национальной, региональной и предпринимательской безопасности, например в США, Франции, Германии, Японии, Китае.
По данным Национального института юстиции США, в стране насчитывается более 1,5 млн. частных охранников (втрое больше, чем сотрудников полиции). За последние 20 лет численность персонала частных охранных структур выросла на 64%.
Если в 1993 г. американские компании выплатили $64,4 млрд. на содержание охранников, сигнализационные и видеосистемы, проведение расследований и прочие меры безопасности, то к 2000 г. их расходы превысили $100 млрд. с ежегодным приростом на 8%. В то же время содержание муниципальной полиции по охране городского имущества обходится почти вдвое дороже, чем наем охранников частной компании. Привлекая частные компании, региональные и муниципальные власти добиваются значительной экономии своих бюджетных средств. В настоящее время свыше 70% американских предпринимателей предпочитают услугам государственной полиции частное расследование и охрану, поскольку обоснованно опасаются за репутацию фирмы или банка и весьма вероятную утечку коммерческой информации при официальных расследованиях.
С начала 1990-х гг. США приступили к внедрению широкомасштабной системы коллективной безопасности американского бизнеса. Так, Государственный департамент, головная организация — консультативный совет по обеспечению безопасности за рубежом, более 500 корпораций США регулярно обмениваются информацией через по наиболее актуальным вопросам национальной и экономической безопасности.
В США сложились три основных типа частных правоохранительных организаций: охранные агентства; сыскные бюро; службы безопасности в различных промышленных и коммерческих структурах.
Анализируя рынок услуг безопасности во Франции, можно отметить некоторые отличительные направления деятельности частных служб, такие как борьба со злоупотреблением торговой маркой, выявление недобросовестной конкуренции, промышленный шпионаж и контршпионаж, обеспечение мер безопасности в банковской системе. Особый интерес представляет используемая промышленными службами безопасности система проверки персонала. В частности, "трехступенчатые" проверки позволяют предупредить реальные и потенциальные угрозы безопасности объекта при условии регулярности и тщательности этих проверок, а также при контроле над увольняемым персоналом. Особое внимание французскими специалистами уделяется информационной безопасности за счет предупреждения компьютерных преступлений. Комплекс мер информационной безопасности включает охрану рабочих помещений, в первую очередь — аппаратного зала. Обязательно применение семизначных программных паролей и их замена после увольнения служащих. Ограничен доступ персонала к терминалам, имеющим выход на особо важные информационные файлы. Контролируется поведение персонала. Поскольку большинство компьютерных преступлений совершают сотрудники фирм, проверяются их деловые операции и личные счета.