Сетевая экономическая структура
Сетевая экономическая структура - это определенная организационная форма экономической активности большого количества предприятий, строящаяся на сложных взаимных, по большей мере кооперационных, чем конкурентных, временно стабильных отношениях между юридически самостоятельными, но экономически в определенной мере зависимыми предприятиями, в которой сознательно используется комплекс отношений между партнерами на межфирмовой координации деятельности. При этом на ограниченные сроки могут возникать иерархические и демократические сетевые формы, функционирующие на базе консенсуса. Главное усилие сетевой структуры направлено на сохранение различий между отдельными партнерами (и тем самым на разнообразие их ресурсов) при одновременном признании ими коллективных ценностей и стремлении к достижению общих целей путем активного включения в процессы принятия решений.
Ф. Котлер и Р. Ашрол, а также другие специалисты полагают, что экономика будущего будет представлять собой сетевое общество (network society). Экономические сети не являются чем-то принципиально новым, они существуют, развиваются, наполняются новым содержанием, особенно генерирующимся инновационной составляющей мировой экономики. Компании, являющиеся субъектами экономических сетей, как правило, получают определенные конкурентные преимущества за счет того, что сети лучше всего приспособлены к информационной среде, обмену информацией, к созданию новых знаний и обмену этими знаниями, что, в свою очередь, обогащает интеллектуальный потенциал всех участников сети. Сеть экономит ресурсы каждого отдельного участника и усиливает кумулятивный эффект расходов на поиск новых технологий, она реагирует на изменения и воспроизводит их, привлекает всех своих участников к генерации изменений, поиску новых путей развития.
Переход к сотрудничеству в международных экономических сетях необходим, однако это требует не только определенного ресурсного потенциала, но и нового качества менеджмента, которое должно определяться умением эффективно сотрудничать с различными международными компаниями. Менеджмент способствования оптимизации взаимодействия участников сети, безусловно, выходит за рамки производственно-экономических отношений и включает связи в сфере культуры разных уровней, а не только корпоративной, индивидуальные отношения и т. д. В данном случае речь идет не о тривиальном утверждении относительно учета "культурного" фактора, а о бизнес-культуре как системном продукте сети.
В настоящее время в экономические сети активно включаются как производители, так и потребители, что позволяет активно формировать сбалансированные рынки на основе "чувства рынка" (market sensing) - способности понимать потребителей и "отношения к рынку" (market relating) - способности поддерживать и развивать отношения с потребителями. В последние годы многие международные компании усматривают возможности роста в активном формировании лояльности потребителей к себе. Идет борьба не только с конкурентами, но и за клиентов, более того — за "неклиентов".
Определяя направления развития отечественного бизнеса, необходимо учитывать, что успешные международные экономические сети включают потребителей в свой состав. Высшая форма сотрудничества с ними - создание "сетей потребителей". При этом используются различные методы, особенно Интернет, что позволяет через механизмы согласования контролировать рынок, определять его параметры на перспективу, осуществлять активную маркетинговую политику, предвидеть и формировать новые потребности, новые рынки и, в конечном счете, новые конкурентные преимущества.