Управление оценкой кадровой службы
Процесс оценки кадровой службы является важным составляющим элементом в процессе управления персоналом.
Оценка – это, безусловно, сквозной процесс, результаты которого, так или иначе, используются практически во всех кадровых процедурах: приеме на работу, обучении, создании кадрового резерва. Кроме того, концепция оценки персонала, принятая на том или ином мероприятии, является динамическим процессом. Она соответствует целям и задачам бизнеса и, скорее всего, будет меняться вместе с изменением бизнеса.
Чтобы управлять оценкой работы кадровой службы необходимо подчинить ее логике управленческого цикла [5]:
1 Провести диагностику работы кадровой службы.
2 Принять решение, составить план работы по оценки деятельности.
3 Организовать процесс работы.
4 Провести мониторинг.
5 Внести коррективы.
Далее рассмотрим каждый этап с точки зрения применимый для подсистем кадровой службы.
Диагностика – это выявление проблем и причин их возникновения, а также установление отклонений в признаках, характеризующих состояние объектов.
Предметом диагностики выступают свойства, состояния, условия и результаты функционирования системы управления в целом или ее отдельных подсистем и элементов. Диагностика персонала является одним из элементов организационной диагностики, целью которой является помощь собственникам и / или руководителям организации в понимании:
– текущих проблем и причин их возникновения;
– возможных негативных сценариев развития организации;
– потенциальных источников организационного роста и развития;
– путей изменения сложившейся ситуации.
Рассмотрим диагностику кадровой политики, которая направлена на:
1) текущую ситуацию в области кадровой политики фирмы;
2) анализ документов и статистических данных (анализ устава организации, коллективного договора, контрактов сотрудников организации, кадровых данных и т.д.);
3) рассмотрение правил внутреннего трудового распорядка.
Диагностика же системы работы подбора персонала включает в себя:
1) анализ документов (личное заявление о приеме на работу, трудовая книжка, листок по учету кадров);
2) методов приема на работу, являются ли они достаточным условием для приобретения фирмы высоко квалифицированных сотрудников (интервью, собеседование, тест, анкета);
3) систему приема на работу, как она осуществляется: без участия службы управления персоналом, по договорам с др. организациями, через краткие публичные объявления, благодаря публикациям с перечнем требований к работникам.
Диагностика оценки персонала включает в себя:
1) анализ документов (положение об аттестации кадров, философия организации, приказы по кадрам, штатное расписание, личные дела сотрудников);
2) анализ системы аттестации (проводится ли регулярно или существует чисто формально, по каким методикам осуществляется);
3) соизмерение труда в сфере производства и управления, определение конкретного вклада рабочего или служащего в конкретные результаты.
В диагностику системы расстановки персонала включает в себя:
1) анализ документов (штатное расписание, должностные инструкции, личные дела сотрудников, положения об оплате труда и о расстановке кадров);
2) диагностику моделей карьеры;
3) условия и оплату труда;
4) движение кадров.
Диагностика обучения кадров включает в себя: